Табу до трех лет нарушаем или соблюдаем - Лучшие рецепты блюд - VkusnoePitanie.Ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Табу до трех лет нарушаем или соблюдаем

Примеры табу: от древних истоков до современности

Многим кажется, что современное общество лишено табу. Ничто не истинно, все разрешено. Остались ли темы, которые вызывают у людей неприятие и возмущение? Появились ли новые запреты, которых не существовало раньше? Какие существуют примеры табу в современном обществе?

Традиционный смысл табу

Табу означает строгий запрет на какое-либо действие, так как оно считается священным или несет в себе проклятье. Это нечто принадлежащее богам, недоступное простым смертным.

Термин ученые взяли из полинезийской культуры, но сама система наблюдалась у всех народов в том или ином своем проявлении.

На более поздней ступени развития общества запреты связывались с суевериями и приметами. Особенно такие ограничения были распространены в крестьянской среде. Так, нельзя было произносить вслух названия болезней, чтобы не навлечь их на себя.

Табу в Полинезии

Обитатели островов создали систему норм и ограничений, чтобы защитить то, что для них свято. Под запретом были тотемы, вещи в храмах, некоторые птицы, звери, растения, воды священных рек. Что-то нельзя было трогать, о чем-то говорить, кое-что употреблять в пищу.

Запреты распространялись и на тех, кто имеет прямую связь с богами. Все, до чего дотрагивался вождь, переходило в его собственность. Будь то дом, в который он входил, или любой ценный предмет.

Простые люди не имели права смотреть в глаза местной знати. Под страхом проклятья нельзя было перечить этим «наместникам богов».

Когда местное население увидело, что европейцы свободно нарушают их табу, и за этим не следует никакой небесной кары, многие полинезийцы начали нарушать свои запреты.

Современное понимание табу

Сегодня слово «табу» больше не имеет сакрального смысла и может рассматриваться как любой запрет, нарушение которого несет вред обществу. Хотя какой именно вред, не всегда ясно.

Так как табу – это результат развития общества, то они легко могут меняться со временем. В начале двадцатого века существовало табу на курение для женщин. Сейчас мы можем только пожать плечами, услышав про такой запрет.

По Фрейду, табу становится запретом после того, как оно было нарушено. Психоаналитик утверждал, что у человека в подсознании всегда живет желание сломать запреты и отдаться природным инстинктам. Примером табу в таком понимании является инцест. В животном мире это обычное дело, а у людей строго запрещено с древнейших времен.

Примеры табу, в современном обществе воспринимаемые как нечто обыденное или хотя бы не шокирующее:

  • сексуальная жизнь;
  • обнаженность;
  • функции человеческого организма;
  • убийство человека.

Развитие СМИ повлияло на то, что многие темы стали приемлемыми. Так, разговоры о сексе с 60-х годов прочно вошли в повседневную жизнь. Обнаженные тела мелькают на экранах, в ток-шоу обсуждаются интимные нюансы.

Примеры табу, которые потеряли актуальность — сексуальная связь до брака и матери-одиночки. В отличие от прошлых веков, эти реалии не вызывают ни у кого осуждения.

Табу на убийство все еще существует. Но во время войн его нарушение оправдывается и поощряется.

Также у людей могут существовать личные табу, зависящие от характера, воспитания и жизненных обстоятельств. Даже современная девушка сама может установить себе табу на секс до свадьбы. А кто-то будет густо краснеть, слушая анекдоты из разряда «сортирного юмора».

Все, что вызывает страх или отвращение — это примеры табу социальных норм. Мы не хотим говорить о СПИДе и отворачиваемся от грязных оборванных нищих.

Два примера табу в современной культуре

1. «Танец пчелок» очень быстро облетел весь интернет и вызвал бурю общественного возмущения. Дело в том, что несовершеннолетние девочки на сцене Дома культуры исполнили эротический танец в неоднозначных костюмах. В дело даже вмешались власти. Здесь сработало табу на детскую порнографию.

2. На режиссера Кирилла Серебренникова поступали общественные жалобы за «нецензурную брань и порнографию на сцене». И это также повлекло за собой вмешательство властей. И если в фильмах эти реалии давно считаются нормой, то в театре табу все еще сохраняются.

Табуированные темы и слова

«В доме повешенного не говорят о веревке» — эта пословица подсказывает, что не стоит говорить о вещах, способных вызвать бурную реакцию окружающих. Такими темами могут быть смертельная или венерическая болезнь, интимные подробности жизни.

Но говорящий всегда сам решает, соблюдать ему табу или можно его нарушать. Это может быть вызвано необходимостью или произноситься с целью провокации, но вся ответственность ложится на автора высказывания.

Нецензурная брань может спокойно восприниматься в баре. Но если вы решите составить из нее тост на свадьбу друга, то вряд ли вам дадут договорить.

Современный мат во многом состоит из слов, носивших священный характер раньше. Так что его табуирование изначально было сакральным.

Сохранившиеся исторические табу

  • В Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как они считаются тотемными животными.
  • У бурятов табу связано с пространством и магией. Горы считаются святыми, и женщинам нельзя подниматься на самые высокие из них. Ведь женщины олицетворяют энергию земли, а мужчины – неба. Так что и для них существуют запретные места, соответствующие данной логике.
  • Бушмены не называют вслух имена умерших.
  • У этого народа существуют и пищевые табу. Из-за бедности возник запрет на выбрасывание еды. Из-за трусости шакала запрещено есть его сердце.
  • Еще один интересное табу бушменов – брак с женщиной, носящей имя матери или сестры жениха. Такие отношения считаются инцестом.
  • В Индии и Африке нельзя передавать что-то левой рукой, так как она считается нечистой.
  • Вагнер был любимым композитором Гитлера, и эта музыка часто играла в концентрационных лагерях. Что и породило негласное табу среди евреев на композиции Вагнера.
  • Во Франции больше ста лет существует запрет на поцелуи на перроне. Это связано с тем, что любвеобильные французы часто опаздывали на свои поезда. Сейчас за это уже не штрафуют, но табу сохранилось.
  • Во многих странах существует запрет на имена. Негодование общества вызывают люди, которые носят имена Люцифер, Гитлер, Каин, Иуда.
  • В странах со строгими нравами могут штрафовать за поцелуи в общественных местах и даже сажать в тюрьму.

Табу в современном обществе лишилось древнего сакрального смысла, теперь оно больше связано с нравственностью и моралью. И хотя много ведется разговоров об отсутствии всяких запретов, тем не менее люди не часто ходят по улице голыми, а дети не матерятся при своих учителях. Современная кара за нарушения — это общественное порицание, иногда тюремное заключение и штрафы. Но как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать.

Полезен ли шоколад детям. О пользе и вреде шоколада для детей. Табу до трех лет — нарушаем или соблюдаем? Можно ли полностью исключить сахар из детского рациона

Условно все мамы делятся на два типа — те, кто использует шоколад в качестве поощрения или стимула для ребенка, и те, кто вовсе запрещает конфеты, шоколад и другие сладости. Так кто же из них прав? Мы решили выяснить, можно ли угощать шоколадом детей или стоит выбрать другие сладости.

Необходимо помнить, что шоколад — это все-таки взрослая еда. Чем позже ребенок узнает, что это, тем лучше. Однако в садик лучше идти с уже сформированными вкусовыми привычками. Помните, что как бы вы не ограждали ребенка от шоколада, всегда найдется добрая бабушка или друг, которые обязательно дадут попробовать заветную шоколадку. Как гласит народная мудрость — запретный плод сладок, а родителям необходимо привить ребенку понятие меры. Поэтому шоколад стоит постепенно вводить в рацион с 3-х лет. Кормить шоколадом детей младше этого возраста строго не рекомендуют педиатры. На это существует несколько весомых причин.

Во-первых, опасность возникновения аллергических реакций. Кроме какао, в шоколаде скрывается целый список потенциальных аллергенов — сахар, молоко, растительные компоненты. У ребенка может появиться зуд, кожная сыпь и даже лихорадка.

Во-вторых, нагрузка на пищеварительную систему. Шоколад — один из самых сытных продуктов и детский организм может просто не справиться с большим количеством жиров, которые в нем присутствуют. При этом, особенно страдает печень и поджелудочная железа.

В-третьих — кариес. Шоколад в малых количествах не способен навредить зубам (чего не скажешь о других сладостях), но если употреблять его слишком много, сахар в шоколаде способен вызвать кариес. Поэтому обратите внимание на шоколад с натуральными и безопасными заменителями сахара, такими как стевия.

Но вот ребенку исполнилось три года, как правильно выбрать шоколад? Это обязательно должен быть качественный, натуральный продукт. Начинать лучше с темного шоколада, с содержанием какао-продуктов не меньше 60%. Помните, что рекомендуемая педиатрами дневная порция шоколада — 20 грамм. Директор Кондитерской фабрики “Победа” и мама 5-х детей Ольга Муравьева, рассказывает, на что следует обратить внимание, при выборе качественного шоколада:

  1. В составе обязательно должно быть какао-тертое и какао-масло. Допускается и присутствие какао-порошка, но только при наличии одного из двух главных компонентов.
  2. В шоколаде всегда присутствует сахар или его заменитель. Стоит отдать предпочтение шоколаду с натуральными сахарозаменителями, такими как стевия. Например, шоколаду без сахара от кондитерской фабрики “Победа” — по вкусу он ничем не отличается от обычного, а стевия имеет множество полезных свойств — она укрепляет иммунитет, нормализует работу пищеварительной системы. Кроме того, стевия рекомендована Минздравом для потребления детьми до 6-ти лет. “Победа” производит шоколад без сахара на любой вкус — горький, темный или молочный.
  3. При изготовлении шоколада невозможно обойтись без лецитина. Его так же называют “эмульгатор лецитин” или Е322. В шоколаде он нужен для того, чтобы сделать его менее жирным и менее вязким. Он делает шоколадную массу более тягучей и пластичной, а также обладает антиоксидантными свойствами. В медицине лецитин используют при изготовлении препаратов, призванных предупреждать заболевания печени.
  4. В молочном шоколаде должно присутствовать сухое молоко (жирное или обезжиренное), молочный жир и лактоза (молочный сахар).
  5. В составе качественного шоколада не должно быть таких ингредиентов, как трансжиры и какаовелла. Особенно опасны трансжиры — они противопоказаны даже взрослым.
  6. Качественный шоколад должен быть глянцевым и блестящим на вид. Белый налет говорит о неправильном хранении — вред здоровью такой шоколад не несет, но его вкус меняется не в лучшую сторону.
  7. Если вы сломаете настоящий шоколад, он громко хрустнет, а место слома останется матовым. А сама плитка натурального шоколада — глянцевая.
  8. Настоящий шоколад плавится постепенно — не слишком быстро и не слишком медленно.

“У нас дома и в кабинетах на работе – везде лежит наш шоколад, и за столько лет нам с мужем его вкус не надоел. Сахар и какао не лучшая пища для детей, но если продукт натуральный, вреда не будет – так что наши дети тоже едят конфеты и шоколад, когда им хочется.” — рассказывает Ольга Муравьева.

Настоящий, качественный шоколад способен принести пользу растущему организму — он способствует работе мозга и заряжает энергией на весь день. Кроме того, в шоколаде содержатся такие полезные вещества, как кальций, фосфор и магний. Помните, что все хорошо в меру и не лишайте ребенка шоколада. Главное — следуйте рекомендациям специалистов, выбирайте только качественные продукты и обязательно читайте состав, указанный на упаковке.

Дети и шоколад was last modified: Январь 23rd, 2018 by Ольга Боровских

Варвара Пундева
Детский проект «Шоколад. Вред или польза»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей

Воспитанник подготовительной группы

МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №11 «Елочка»

Руководители : Воспитатели МАДОУ МО г. Нягань

Родительские ошибки: 6 табу в воспитании детей

Терпение — лучшая черта родителей! Как трудно иногда держать себя в руках и не срываться на собственном ребенке, а еще не идти на поводу у эмоций, чтобы не начать бессознательно применять не совсем педагогичные методы воспитания.

Тем не менее, есть фразы и модели поведения, которые на первый взгляд выглядят совсем безобидно, но несут непоправимый вред ребенку в перспективе — его самооценку и будущим взглядам на жизнь.

«Съешь суп – дам конфетку!»

Подкуп: в чем суть?

Дошкольникам родители обещают шоколадки и игрушки за хорошее поведение: «Скушаешь всю кашу — куплю новую машинку», «Будешь вести себя тихо в гостях — куплю твой любимый мармелад». Ребятишек постарше мотивируют хорошо учиться, суля новый велосипед или игровую приставку. Некоторые родители платят деньги за «пятерки» или помощь по дому: «Вот протрешь везде пыль — получишь 20 гривень».

В чем проблема?

Нельзя отрицать, что чаще всего этот прием отлично работает. Но выполняет ли он воспитательную функцию? Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у ребенка неправильное представление об основах взаимодействия в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, общение же в семье должно строиться на других принципах. Сложно донести до малыша понятия взаимопомощи, сочувствия, дружеской поддержки и бескорыстной помощи, если он с детства привык за все свои правильные действия получать материальное вознаграждение.

А как можно?

  • Следите за тем, чтобы наиболее ценные подарки делались ребенку просто так, а не за какие-то заслуги.
  • Вознаграждение не должно быть исключительно материальным, пусть в его основе лежит похвала.
  • Делайте акцент на том, зачем то или иное действие нужно самому малышу: «Ты справился с этой задачкой, теперь легко напишешь контрольную»

Подкуп отличается от вознаграждения тем, что подкуп озвучивается вначале и становится мотивом к действию. Вознаграждение же может возникать в конце. Лучший вариант его подачи — празднование. Отметьте вместе удачно оконченную четверть или навык аккуратно складывать игрушки.

Бабай и Баба Яга

Запугивание: в чем суть?

Малышей пугают Бабой-ягой и Бабайкой, которые придут и заберут, если кто-то будет плохо себя вести. Среди угрожающих персонажей также часто можно встретить «милиционера, который посадит в тюрьму» и «врача, который сделает укол». Другие распространенные приемы запугивания: «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»

В чем проблема?

Напуганный малыш зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует человека. Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное. И уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением. По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка, тогда как цель воспитания — развивать сознательное поведение. В итоге он ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, и даже не для того, чтобы порадовать маму. Он просто боится.

Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у малыша и высокой тревожности. Дети начинают бояться чужих людей, одиночества или темноты, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими страшилками. Не говоря уже о том, что крохи, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий.

А как можно?

  • В жизни действительно много опасностей. Поэтому без предостережений не обойтись. Страх — охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях. Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей, а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир мнимые ужасы.
  • Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-ягу — это не одно и то же. Фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя милиционеру» — запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть и сломать себе руку» — предостережение. Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность или потому что мне надо, чтобы он меня послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия. Да и с предостережениями не перегибайте палку.

«Я с тобой не разговариваю!»

Игнорирование: в чем суть?

«Я с тобой больше не разговариваю», — говорят ребенку взрослые в ответ на его плохое поведение. Или же объявляют бойкот без объяснения причин. В случае с малышом такое игнорирование в воспитательных целях может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Кроху могут запереть в комнате либо просто целенаправленно не обращать внимания на то, что он говорит. «Ты не хотел меня слушать — теперь я тебя не слушаю!» — обижается мама.

В чем проблема?

Ребенок в любом возрасте очень тяжело переносит это наказание. По сути, в восприятии малыша это проявление небезусловной родительской любви, ведь внимание, тепло, готовность слышать — проявления любви. «Пока я веду себя хорошо, меня любят. Как только делаю что-тоне так — мама перестает любить меня». Такая установка наносит серьезный урон личности ребенка, делая его неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения. Крохи до трех лет переживают очень тяжело. Дети постарше могут уже злиться в ответ, но и они страдают в ситуации бойкота. Особенно мучительно для ребенка, если он не понимает, почему мама вдруг перестала с ним разговаривать. В дальнейшем он начинает видеть свою вину даже там, где ее нет.

А как можно?

  • Не используйте этот прием с ребенком младше трех лет — он неэффективен и может наносить серьезный вред психике крохи.
  • Ребенку постарше, когда он ведет себя неадекватно, можно сказать: «Я тебя не слышу, когда ты так кричишь, скажи спокойнее». И действительно сдерживать обещание, сразу же отозвавшись, как только малыш выразит свою просьбу в приемлемой форме.
  • Родители школьников часто обижаются на детей за какие-то неуважительные высказывания в их сторону, невыполнение обещаний. В таких случаях игнорирование становится лишь выражением этой обиды, а не методом воспитания. Важно осознавать это и объяснять ребенку ситуацию. «Не хочу с тобой разговаривать, я очень обижена, что ты не убрал игрушки к приходу гостей, как обещал».
  • Глухой бойкот формирует у ребенка комплекс вины, а не разрешает конфликт.

«Доктор никогда не делает больно!»

Обман: в чем суть?

Пожалуй, самый распространенный метод вынесен в название. Родители, действительно, нередко, ведя ребенка на какую-то медпроцедуру, уверяют, что больно не будет, хотя точно знают, что это не так. Мама с папой могут пообещать крохе золотые горы, чтобы он перестал капризничать в гостях. А когда малыш клянчит игрушку в магазине, сказать, что дома есть такая же. Выйдя же из магазина или гостей, сразу об этом забыть. «Да я просто так сказала, чтобы ты не капризничал», — объясняет мама ребенку.

В чем проблема?

У многих взрослых есть детские воспоминания об обмане родителей, вызывающие множество отрицательных эмоций. Иногда это сущие мелочи, но воспринимаются они как настоящее крупное предательство. Обнаруживая обман, ребенок обижается и теряет доверие к самым близким людям. Но, кроме того, он сам учится обманывать, хитрить, манипулировать, считая это нормальным способом добиваться своего. Малыш же и попросту перестает понимать, какие слова что означают. Он и так еще плохо ориентируется в языке, а его еще запутывают, говоря «пойдем гулять» вместо «пойдем к врачу». В такой ситуации сложно осваивать речь и осознавать четкие связи между словами и явлениями.

Обман в воспитании плох и тем, что его сложно применить разово, в итоге получается целая сеть лжи. Однажды придумав, что папа не пришел, потому что уехал в командировку, тогда как папа и мама разошлись, маме придется сочинять все новые истории.

А как можно?

  • Говорите правду. При этом правда может быть неполной или адаптированной для детского восприятия. Так, вовсе не обязательно рассказывать малышу все тонкости семейного конфликта родителей. Однако сказать ему о том, что родители больше не будут жить вместе, необходимо.
  • Если предстоит поход к врачу или еще какое-то мероприятие не из приятных, важно настроить ребенка, уделив этому достаточно времени. К примеру, можно рассказать крохе про то, как разрушаются зубки, если их не лечить, добавив, что в таком случае малыш не сможет кушать свою любимую еду, грызть орешки.
  • Вместо прямого обмана хорошо использовать в воспитании сказки. Вы можете придумать вместе с ребенком сказки «Про бельчонка, который никогда не причесывался», «Про львенка, который боялся прививок» и т. д. В сказках малыш лучше понимает какие-то необходимые вещи, но не воспринимает их как обман, хотя нам, взрослым, может казаться, что сказки ребенка обманывают.

Шлепки и подзатыльники

Телесные наказания: в чем суть?

Физическое превосходство взрослого перед ребенком и так очевидно и понятно. Однако, к сожалению, именно демонстрацию этого превосходства некоторые родители избирают основным инструментом воспитания. Шлепки и подзатыльники за плохое поведение, настоящая порка в воспитательных целях — все это, к сожалению, использует не так уж мало родителей.

В чем проблема?

Как уже говорилось, воспитание на основе страха — не лучший метод. Если ребенок и усвоит какие-то нормы поведения таким образом, то лишь до тех пор, пока не почувствует в себе сил сопротивляться. А когда почувствует, воспитывать силой уже не получится, а другие методы действовать не будут, ведь все они основаны на доверии и уважении друг к другу. Речь не о крайних случаях, когда наказание причиняет вред здоровью крохи. Даже незначительный шлепок тоже может оставить тяжелый след в душе: это унижение, это проявление силы, зачастую перечеркивающее все возможности доверительных отношений в будущем.

Когда родители бьют ребенка, он вырастает озлобленным, тревожным, не умеет ценить и уважать себя, с трудом строит близкие отношения.

А как можно?

  • Иногда родители спрашивают, неужели прямо и шлепнуть разок нельзя, если ребенок совсем разошелся. На самом деле после 2—3 лет нельзя, даже один раз нельзя. Непредсказуемо, как этот единственный раз отразится на ваших отношениях. Ребенок уже чувствует себя личностью, и ему важно видеть уважение к себе.
  • В более раннем возрасте тоже, естественно, стоит избегать любого физического воздействия. Но иногда мама инстинктивно реагирует шлепком по попе на затянувшуюся истерику карапуза. Это можно сравнить с тем, как иногда взрослого человека бьют по щекам, чтобы он пришел в себя. Не нужно корить себя за случайные эпизоды таких инстинктивных реакций, лишь бы это не стало правилом и инструментом воспитания.
  • В некоторых случаях, когда вы видите, что кроха закатил истерику и не может контролировать себя, имеет смысл крепко обнять ребенка и удерживать его в таком положении, пока он не успокоится. В какой-то мере это тоже физическое насилие, но иногда такое удерживание помогает малышу быстрее прийти в себя.
  • Пожалуй, это наименее спорный метод воспитания, отнесенный сюда скорее условно. Найти здоровые формы телесных наказаний довольно проблематично.

Без табу

Вседозволенность: в чем суть?

Позиция некоторых родителей заключается в том, чтобы полностью исключить запреты из воспитания. По сути, ребенок сам воспитывает себя методом проб и ошибок. Младенец, обжегшись, узнает, что нельзя трогать плиту, школьник, попав в конфликт, понимает, что нельзя оскорблять одноклассников, и т. д.

В чем проблема?

Безусловно, основная проблема такого подхода в том, что он грозит реальными опасностями. Ведь только взрослый с его опытом может уберечь малыша от многих бед. Кроме того, даже получив отрицательный опыт, ребенок не всегда может верно его интерпретировать. Например, испортив вещь и оставшись в результате без нее, ребенок может сделать вывод не о том, что портить вещи нельзя, а о том, что нужно суметь вовремя свалить вину на младшего братика. Очень важно то, что малыш, воспитывающийся без запретов, растет тревожным и не ощущает доверия к миру.

Ребенок нуждается в границах, поставленных взрослым, чтобы не чувствовать себя один на один с большим миром. Ограничения, заданные родителями, говорят ребенку о том, что он нужен, о нем заботятся, его любят.

А как можно?

  • Разумное воспитание всегда предполагает часть действий, которые запрещены в любом случае, поскольку серьезно угрожают жизни и здоровью ребенка или окружающих, часть действий, которые можно разрешить или попробовать вместе с родителями, и основную часть — разрешенные действия. Причем границы этих трех зон должны постоянно пересматриваться по мере взросления ребенка.
  • Разумная альтернатива вседозволенности — эксперименты под присмотром или вместе со взрослым. Нельзя вставлять гвоздь в розетку, но можно вместе с папой собрать электрическую схему и наглядно увидеть действие электрического тока.

Источник: Instagram @kateoliver

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать

Четкий распорядок дня — начало начал. Важный пример для подражания. Групповые игры по правилам.

Все мы — заложники установленных в обществе условностей и правил. Как говорится, жизнь — игра, а люди в ней — актеры. Что бывает в кино, когда актеры отступают от сценария? Правильно, полный хаос. Так и в реальной жизни. Правила — это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, мышечный скелет человеческих отношений. Правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила техники безопасности, правила игры и т.д., перечислять можно до бесконечности. Если задуматься, становится страшно: как можно выучить такое огромное количество правил?! Но жить по правилам вовсе не означает ломать свой характер в угоду обществу. В действительности большинству правил мы следуем на полном автоматизме, потому что так привыкли с детства.

Но с рождением ребенка новоявленные родители почему-то начинают отступать от привычных правил, подстраиваясь под малыша. Теперь вся их жизнь вращается вокруг этого очаровательного комочка. Мы закрываем розетки, чтобы ребенок в них не залез, оборудуем квартиру кучей всевозможных средств безопасности, меняем привычный распорядок дня. В результате ребенок растет в тепличных условиях, как редкий цветок, над которым все вокруг прыгают и с которого сдувают пылинки. Часто родители предоставляют ребенку полную свободу. Хочешь — ешь, хочешь — не ешь, хочешь — спи, хочешь — не спи, хочешь — ходи в детский сад, хочешь — сиди дома, хочешь — убирай свою комнату, не хочешь — не надо. Но абсолютная свобода порой оборачивается отсутствием каких-либо ориентиров. И в один прекрасный момент родители спохватываются и понимают, что кроха уже достаточно большой, и пора бы приучать его к взрослой жизни по правилам. Так и начинается эпоха всевозможных запретов, наказаний и упреков. Малыш уже успел привыкнуть к полному отсутствию всяких правил и совершенно не желает их соблюдать.

Детей формируют привычки

Ребенку, только познающему мир, правила необходимы, как компас и карта блуждающему в дебрях туристу. Ему предстоит жить именно в этом обществе, а значит, необходимо усвоить законы, по которым живет это самое общество. Счастлив тот, кто умеет жить по правилам. Такому человеку легче вливаться в любой коллектив, учиться и ограничивать себя в чем-либо для достижения цели. Как говорится, детей формируют привычки. Ведь большинство правил мы соблюдаем по привычке, не задумываясь о том, как поступить в той или иной ситуации. И задача родителей — с самого раннего возраста выработать у ребенка полезные привычки. Психологи выделяют четыре основных кита, которые закладывают у ребенка сценарий дальнейшей жизни.

Четкий распорядок дня — начало начал

Ребенку необходим определенный распорядок дня: встать, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д. Четкая последовательность и повторяемость привычных действий внушают ребенку уверенность, создают ощущение надежности, защищенности, способствуют хорошему настроению. Порядок необходим для правильного развития и последующей учебы в школе. При отсутствии режима ребенку будет трудно приучить себя к организованности, он не сможет сосредоточиться на одном предмете, т.к. его внимание рассеяно и не привыкло к четким рамкам. Конечно, распорядок дня — понятие довольно индивидуальное, но его надо соблюдать постоянно, то есть ребенок ежедневно должен спать, бодрствовать и есть в одно и то же время. Как правило, дети сами устанавливают этот график, и родителям необходимо только придерживаться его. В дальнейшем привычка к внешней организованности — это шаг к организованности внутренней. Ребенок, который живет по режиму, складывает на место свои игрушки, помогает маме наводить в комнате порядок, а повзрослев, легко научится складывать по полочкам и распределять полученную информацию, отделяя нужную от ненужной, и систематизировать свои мысли. А это, согласитесь, очень помогает во взрослой жизни.

Очень важный пример для подражания

Основополагающую роль в воспитании правил поведения играет именно родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Так что прежде, чем делать замечания трехлетнему карапузу, посмотрите на себя. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Родители не должны позволять (ни себе, ни другим), чтобы во время еды работал телевизор, бубнило радио, кто-то читал газету или разговаривал по телефону. Ребенок — это зеркальное отражение родителей. И задача родителей вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.

Групповые игры по правилам

Приблизительно в 2-3 года ребенок начинает играть со сверстниками. Это очень важный этап в становлении личности. Почаще предлагайте детям ролевые и групповые игры, где существуют определенные правила. Объясняйте ребенку, что в каждой игре есть свои правила, например, в футболе игроки не могут брать мяч в руки (кроме вратаря), а в волейболе нельзя играть ногами. Научившись следовать правилам в игре, ребенок постепенно переносит эту модель поведения в реальную жизнь. Труднее других подчиняются установленным правилам детишки с сильным характером (ярко выраженные лидеры), у которых по любому поводу есть собственное мнение. В играх отводите таким детям разные роли: сегодня ты будешь продавцом, а завтра — покупателем и т.д. Ребенок должен понимать, что невозможно всю жизнь играть только те роли, которые ему нравятся.

Сказка ложь, да в ней намек

Сформировать правила относящиеся к сфере человеческих отношений и этики поведения помогают сказки, а точнее, их анализ. Именно из книжек ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Например, читая сказку про Красную Шапочку, отметьте, что она очень хорошо сделала, когда согласилась отнести старенькой бабушке пирожок и горшочек масла (о пожилых людях надо заботиться), но плохо поступила, что рассказала волку, куда она идет (нельзя разговаривать с незнакомыми людьми). Прочитав сказку, обязательно обсудите с крохой, кто из героев поступил хорошо, кто — плохо, почему они так поступили, как надо себя вести в этой ситуации и т.д. Когда ребенок научится анализировать поступки сказочных героев, ему будет легче анализировать свои поступки и принимать правильное решение. Сравнивайте сказочных персонажей с реальными героями. Можно самим придумать сказку, в которой будут отражены проблемы вашего ребенка (например, о жадном зайчике, который ни с кем не хотел делиться морковкой).

Пояснение для понимания

Правил должно быть немного, но они должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Нельзя в один день вываливать на ребенка кучу запретов и ограничений. Постепенно вводите новые понятия. Первые правила можно облачать в формы стихов и песенок, например, «Когда я ем, я глух и нем». Такие прибаутки в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины. Нельзя, устанавливая правила, постоянно унижать малыша. Фразы «Немедленно!», «Ты слышал, что я сказала?», «Быстро иди сюда!» вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произносится твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, родители должны его уважать. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.

Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами «Так не положено», «Надо делать так» и т.п. Ребенок должен знать, почему нельзя и что будет, если он вдруг нарушит родительский запрет. Если кроха, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше позвольте ему один раз дотронуться до «опасного» предмета, естественно, под вашим присмотром. Личный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более действенным, чем бесконечные родительские окрики и оплеухи. К тому же велика вероятность, что ребенок решит нарушить ваш запрет, когда никто не видит, и тогда это может окончиться весьма печально. Не понимая, что будет, если он нарушит правила, ребенок не сможет их осознанно соблюдать. Старайтесь употреблять слово «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности малыша. Чем реже звучит слово «нельзя», тем оно действеннее.

И самое главное — устанавливая ребенку правила, будьте однозначны. От установленных запретов нельзя отступать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда мама или папа, пребывая в хорошем расположении духа, разрешают ребенку все на свете, а на следующий день за те же самые поступки бьют по рукам или ставят в угол. Как, скажите, ребенку тогда разобраться, что можно делать, а что нельзя? Это касается и других членов семьи: если мама разрешает одно, папа — другое, а бабушка — третье, то ребенку будет трудно разобраться, кого же, собственно говоря, слушать и чьи правила соблюдать.

Правила существуют для того, чтобы их нарушать

Разумеется, следование правилам не должно оборачиваться подавлением личности. Правила существуют не для того, чтобы их время от времени соблюдать, а для того, чтобы их иногда нарушать.

Постарайтесь не перегнуть палку, чтобы не стать заложниками установленных правил. Ребенку, который живет по строго установленным законам, в будущем будет сложно принимать самостоятельные решения, ведь он всегда жил по установленным кем-то правилам. Кормление, сон и прогулки в одно и то же время — это, конечно, хорошо. Но малыш должен понимать, что иногда правила можно нарушить и ничего страшного не произойдет. Например, в выходной день, по праздникам или когда приезжают гости. Только обязательно объясните ребенку, что это разовая акция в честь праздника, а завтра вы опять вернетесь к вашему привычному распорядку дня. Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно, маленькими глотками, как будто пьете горячий чай: если сделать слишком большой глоток, можно сильно обжечься, да и вкус чая так не заметен, а делая маленькие глотки, вы чувствуете весь аромат чая и в то же время не обжигаетесь. При умелом дозировании самостоятельности ребенок чувствует все прелести «взрослой» жизни и учиться обходить подводные камни.

Самое главное — найти ту золотую середину между дисциплиной и демократией. Поступая исключительно по указке взрослых, очень трудно стать самостоятельным человеком, поэтому почаще предоставляйте ребенку право выбора. Уже с полутора лет кроха может выбрать, что он хочет есть. Но не ставьте вопрос ребром: «Ты хочешь есть или нет?» Если ребенок ответит «нет», то вам придется либо нарушать установленные правила, соглашаясь с его решением, либо уговаривать малыша поесть. Ребенок должен чувствовать, что он имеет право принимать самостоятельные решения. Вопрос должен звучать так: «Что ты будешь есть на ужин — картофельное пюре или солянку?» Тогда, с одной стороны, ребенок может выбрать, а, с другой стороны, его ответ в любом случае окажется приемлемым для вас. Точно так же кроха может выбирать, на какой площадке он будет играть, какую игрушку возьмет с собой на улицу или какие колготки наденет. При правильной постановке вопроса получается, что ребенок как бы по собственной воле принимает правильное решение.

Когда малыш немного подрастет, он сможет устанавливать свои собственные правила, но делать это будет уже сформировавшаяся личность, умеющая отвечать за свои поступки.

Смерть, коровы и инцест: откуда взялось понятие табу и почему оно оказалось таким живучим

Теории и практики

Всем культурам знакомо понятие табу. Но что это на самом деле — священный запрет, религиозная практика или способ регулирования повседневной жизни людей? В действительности речь идет о трех способах понимания этого термина: табу как историческое явление в Полинезии, как религиозные запреты и, наконец, табу в переносном, повседневном смысле. Религиовед Ксения Колкунова рассказала о том, с чего все начиналось, об эволюции понятия табу и священных запретах в контексте истории религии. T&P сделали конспект ее лекции.

Священные запреты, или Как правильно убегать от тещи

Лекция. 30 октября 2018 года. Культурный центр ЗИЛ. В рамках цикла «Табу. Ликбез»

Ксения Колкунова

Кандидат философских наук, доцент ПСТГУ, религиовед

Табу — ключевое понятие для религиоведения. В этой лекции речь пойдет о его эволюции, осмыслении термина в западной науке. В современные языки слово «табу» вошло как минимум в трех контекстах, трех способах употребления. Можно говорить о табу как о специфическом явлении полинезийской религиозности, с которого начинается размышление о табу в Европе, затем понятие расширяется и начинает применяться уже ко всем религиозным системам. Мы можем говорить о табу в широком смысле — как о любом священном запрете, религиозных предписаниях, ограничивающих поведение человека. Наконец, можно рассуждать о табу в переносном смысле: так мы говорим в повседневной речи, что какие-то вещи являются запретными, и это уже максимально уводит нас от полинезийцев, с которых все когда-то начиналось.

Антропология. Джеймс Кук и аборигены

В 1777 году печально известный капитан Джеймс Кук впервые на английском языке опубликовал истории об аборигенах, которые поразили его своим поведением. Он обнаружил, что у жителей маленьких островов Тонга невероятно строгие нравы и предписания и для их обозначения они используют слово «табу» (точнее, «тапу» — но сейчас они уже и сами говорят «табу», потому что заимствовали общепризнанное произношение). Впоследствии филологи и лингвисты выяснили, что слово «тапу» означает «особым образом отмеченное, помеченное, выделенное» и даже о самих островах местные жители говорят, что это «тапу» — священные запретные южные острова. Так Кук задает нам первую точку отсчета: табу — то, что под запретом.

В веках важным источником знаний об аборигенах были записки путешественников. Произошло окончательное оформление колониальной системы, и именно из дневников очевидцев складывалось европейское представление о происходящем на этих загадочных островах, в Африке и Южной Америке. Так постепенно формировалось то, что мы называем антропологией, — изучение бесписьменных народов. Как дисциплина она начинается с Эдуарда Тайлора, который в 1871 году публикует книгу «Первобытная культура».

Психология. Джеймс Фрэзер и Зигмунд Фрейд

В XIX веке классики антропологии и религиоведения считали, что есть некоторая универсальная сущность человека (примерно одна и та же у диких аборигенов на островах Тонга и у высокоинтеллектуальных французов) и изучать ее лучше всего по самым простым и диким племенам. В Новое время в принципе была установка, связанная с общим рационализмом эпохи, что у всех религиозных явлений должна быть естественная причина, научное объяснение.

Британский ученый Джеймс Фрэзер, который сам никуда не ездил и работал с записками путешественников, в 1890 году опубликовал работу «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Он заметил, что пищевые табу островитян часто связаны с семейными преданиями (например, какой-то предок перед смертью сказал, что может перевоплотиться в банановое дерево, поэтому его потомки не едят бананы), и счел, что психологические табу являются порождением фантазии.

Аборигены интересовали и Зигмунда Фрейда. Ему казалось, что на примере дикарей можно изучать формирование психики современного человека. В «Тотеме и табу» он описывает (также по второисточникам) различные практики аборигенов. Фрейда интересуют отношения между полами, и из всего многообразия примеров он выбирает табу, запрещающие отношения между тещей и зятем, тестем и зятем, невесткой и свекром, невесткой и свекровью. У некоторых племен существуют ограничения на любые контакты между тещей и зятем: они не то что разговаривать, даже видеться не должны. Фрейд из этого радостно делает вывод, что такие запреты связаны с потенциальной привлекательностью тещи для зятя, поскольку она, предположительно, похожа на его жену. Чтобы исключить этот инцестуозный соблазн, общество создает регулирующее табу. Другой вариант объяснения — мужчину может испугать то, какой станет его жена. Получается, что у Фрейда, с одной стороны, психологизм, а с другой — привнесение если не личного опыта, то, во всяком случае, каких-то европейских культурных кодов.

Религия. Эмиль Дюркгейм и Рудольф Отто

Фрэзер считал, что корни религиозного мировоззрения можно найти в магии, Фрейд искал первоначальные формы религии в тотемизме — в целом тогда многие ученые пытались построить систему развития религии, начинающуюся с некоторой минимальной формы. Как, например, Эмиль Дюркгейм, который разрабатывал теорию минимума религии.

Работа Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), посвященная тотемистической системе в Австралии, создает каркас, который будет часто заимствоваться исследователями для разговора о табу. Ученый пишет, что религия — это институциональное и практическое оформление системы отношений, подразумевающее наличие священных и профанных предметов.

Священные предметы вызывают сильные эмоциональные переживания и одновременно воспринимаются как несущие потенциальную угрозу.

Ситуация, в которой зять видит тещу, должна быть исправлена с помощью каких-то ритуалов, символического очищения, физического наказания.

Похожую психологическую теорию религии создает немецкий теолог Рудольф Отто, который в 1917 году публикует книгу «Священное». Он тоже утверждает, что священный, нерациональный опыт вызывает два базовых переживания — благоговение и ужас.

Табу для всех и для каждого

Насколько запреты, существующие в разных религиях, попадают в область табу? Если следовать представлениям о том, что табу — это все, что касается одновременно священного и опасного, требующего определенной подготовки для контакта, то вполне можно отнести к табу пищевые запреты в иудаизме или специфическое отношение к коровам в Индии. Корова — это не только то, что нельзя есть и бить, но это еще и источник очистительной практики. Если кто-нибудь нарушил табу, его можно очистить с помощью коровьей мочи — такой у коровы в Индии сакральный статус. Это встраивается в определенную теологическую систему: так, бог Кришна, согласно индуистским верованиям, на определенном этапе своей божественной жизни был пастухом.

Любая типология табу обречена на провал из-за многих уровней, в которых эти запреты могут существовать. Самое базовое деление — индивидуальные и коллективные. Если начать думать как авторы XIX века, табу — не только полинезийское явление, и можно эту модель применить к другим религиозным традициям, например кельтам: в их сагах описаны гейсы. Гейсы можно интерпретировать как индивидуальные табу, регулирующие жизнь конкретного деятеля. Чем важнее герой, тем больше у него гейсов. Например, с Кухулином ситуация была весьма печальная: он великий герой, у него очень много гейсов, и в момент они начали противоречить друг другу, из-за чего он и погиб.

Индивидуальные табу связаны с выдающимся лицом, но в них всегда попадают и запреты, связанные с родом, местом, профессией и с другими социальными маркерами. Поэтому в конечном счете эпические персонажи оказываются наделены не только индивидуальными табу. Когда мы говорим о табу в религиозных системах, мы в основном имеем дело с коллективными табу.

Дюркгейм выделяет другой базовый тип табу — запреты, связанные с контактом. Например, пищевые запреты — на еду, приготовленную определенным образом. Другая форма контактного табу — это табу-избегание. Избегать можно все ту же тещу или людей, обладающих некоторыми специфическими свойствами.

В некоторых традиционных культурах, например, близнецы могут восприниматься как обладающие сакральной природой и приносящие остальным удачу, но иногда это табуированные люди, которые могут принести заразу племени. У индейцев Южной Америки есть племя, где мать даже выгоняют за такое безобразие.

Существуют запреты, связанные с поведением человека: табу на жесты, позы, действия или слова. Табуированная лексика часто связана с религией или профессией. Например, в среде охотников Архангельской губернии в конце XIX века нельзя было упоминать название животного, на которого охотишься, нужно было использовать эвфемизмы: «пошел за косым» и т. п.

Есть много табу, связанных с кровью, в том числе менструальной. В культурах эти запреты встраиваются в теологическую систему. Библейское представление о том, что кровь содержит душу, в дальнейшем приводит к запрету на переливание крови у свидетелей Иеговы. Кровь оказывается табуированной и, например, в синтоистской культуре в Японии, где женщина во время менструации уходит из деревни и не возвращается, пока не пройдет процедуру очищения.

Табу как статус

Существует два базовых источника табу. Во-первых, запреты часто связаны с «антисоциальными» явлениями: табуированными становятся вожди, колдуны, кузнецы (занимаются странными вещами) и узкие специалисты (специфический круг знаний, от них лучше держаться подальше).

Кстати, для тех, кто и так стоит вне социума, некоторые табуированные действия оказываются не такими уж табуированными. Например, у индейцев Гавайев, как практически у всех человеческих культур, запрещен инцест; человек, нарушивший это табу, может быть очищен только смертью. Но есть исключение — вождь: для него инцест не только возможен, но и крайне желателен, потому что дети, рожденные от такого брака, воспринимаются как неприкасаемые, как будущие вожди.

Синтоизм главным источником скверны считает смерть. Доходило до того, что в Средние века императорам приходилось издавать указы, запрещавшие выкидывать трупы в лесу: их не устраивало, естественно, что империя оказывается какой-то беспорядочной свалкой трупов, но люди считали, что труп — это антисоциальный элемент, поэтому его надо выкинуть и сделать вид, что ничего не было.

Во-вторых, «антисоциальными» оказываются люди в состоянии перехода из одного статуса в другой. Антрополог и фольклорист Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода» (1909) пишет, что любой обряд, связанный со сменой состояния (инициация или, например, свадьба), построен на принципе отделения: человек, переживающий переход, отделен (географически или символически) от основной части группы, и только когда он пройдет определенные практики, сможет вернуться и, получив новое имя, уже в новом статусе стать полноценным членом общества. На Андаманских островах считается неправильным употреблять имя умершего человека до окончания траура: так можно помешать процессу его перехода из состояния «живой» в состояние «мертвый». Леви-Стросс пишет, что в Австралии табуируется не только имя умершего, но и все однокоренные слова. Распространенный вариант табу — когда ребенка не называют именем умершего родственника. У калифорнийских индейцев есть ограниченный ряд имен, и носить двум людям одинаковые имена нельзя: если в племени лимит имен исчерпан, дети будут ходить безымянные, пока кто-нибудь не умрет и имя не освободится.

Современные табу — социальные, а не сакральные

Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?

Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.

Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В тоже есть табу — если ты их нарушишь, на тебя все косо посмотрят, потому что эта маленькая среда хочет остаться стабильной. Здесь уже не остается момента сакральности и речь идет исключительно о социальном измерении.

То же самое и в Океании, с которой все начиналось. В XVIII веке к полинезийцам приехал Кук, узнал про табу и увез это знание в Европу. Европейцам очень понравилась идея табу, они начали употреблять это слово. А пока они развивали антропологию, в Полинезии рухнула колониальная система и табу (точно так же, как и у нас) постепенно лишилось сакрального смысла. На Гавайях словом «капу» (табу) теперь подписывают общественные памятники, а во Французской Полинезии табу обозначает любую частную собственность. Я считаю, что такое переосмысление понятия табу — это наследие нашего колониального визита и того, что мы забрали термин, расширили до нерелигиозных смыслов и импортировали его обратно в среду возникновения, где он приобретает новые смыслы.

Литература

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: «Элементарные формы», 2018

Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: «Канон+», 1998.

Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. М., 2002–2003

Harvey G. Food, Sex and Strangers: Understanding Religion as Everyday Life. Routledge, 2013.

«Табу» при посадке – картофель в порядке? Или нет?(применение, дозировка, ограничения и пр.)

Препарат «Табу» – современный эффективный протравитель для обработки картофеля перед посадкой для защиты от колорадского жука и проволочника, который защищает картофель на всех стадиях вегетативного развития.

Рассмотрим препарат «Табу»/«Табу ТРИО» — особенности применения, дозировку, ограничения и пр.

Состав и препаративная форма

Основа препарата – действующее вещество – имидаклоприд (дозировка 500гр./1л.). Выпускается во флаконах емкостью 10 мл. или 50 мл. Для промышленного применения препарат фасуется в канистры объемом 1,0л. и 5,0л.

Способы применения

Препарат предназначен для обработки перед посадкой семенного материала (первый способ) или посадочной лунки (второй способ).

Первый способ

Рассыпать посадочный материал на тент из плотной ткани или полиэтилена. Опрыскиванием через помповый садовый распылитель нанести рабочий раствор. Клубни семенного картофеля следует перемешивать либо вручную, либо встряхиванием подложки. Цветной маркер, находящийся в составе препарата позволяет обеспечить равномерное нанесение рабочего раствора. Далее следует высушить и высадить картофель.

Дозировка 8 мл/1 л. воды, при норме расхода на 100 кг. посадочного материала. На обработку одного клубня расход около 30 мл. рабочего раствора.

Второй способ

В подготовленные лунки или борозды помещают посадочные клубни картофеля. Опрыскиванием обрабатывают сразу и семенной материал, и верхний слой почвы. Рекомендуется посадку проводить рядами, поскольку удобно засыпать обработанную борозду землей со следующего ряда.

Дозировка 4 мл/10 л. воды при норме расхода 10 л. рабочего раствора на 100 м2 обрабатываемой площади.

Как любой препарат рабочий раствор готовится путём разведения концентрата сначала в небольшом количестве воды (порядка 0,5-1л.), а затем добавления воды до необходимого. Рабочий раствор хранению не подлежит, его необходимо использовать сразу после приготовления.

Обработка проводится в безветренную и не дождливую погоду, в утреннее или вечернее время суток.

Срок ожидания (время до сбора урожая) – 60 дней.

Механизм действия

Через некоторое время после посадки естественным образом влажная почва обеспечит «выход» действующего вещества из препарата и создание «защитного пространства» вокруг картофелины.

С началом вегетативного развития препарат попадает через побеги и корешки в тело материнского материала и равномерно распределяется в нем. Тем самым обеспечивая главную защиту от проволочника и патогенных бактерий. Далее механизм защиты обеспечивает защиту и ботвы картофеля, при попытке поедания либо ботвы главный вредитель колорадский жук травится, теряет активность и погибает в течение суток.

Защита от колорадского жука обеспечивается препаратом до 1,5 месяцев после появления молодых побегов ботвы, а от проволочника – в течение всего периода его вредоносности.

Безопасность и ограничения в использовании

Препарат «Табу» по фитотоксичности не представляет опасности для растений в рекомендуемых нормах расхода. При соблюдении регламентов применения культурные растения проявляют достаточно высокий уровень толерантности к препарату.

Относится к 3 классу опасности (умеренно опасное соединение) и 2 классу по стойкости в почве. В рекомендуемых дозах среднетоксичен для млекопитающих, птиц и дождевых червей. Абсолютно безопасен для пчел, учитываю специфику применения.

При применении следует соблюдать меры предосторожности согласно СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытания, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

Аналоги препарата и совместимость

В условиях использования в личных подсобных хозяйствах не рекомендуется смешивать препарат «табу» с другими пестицидами.

В качестве аналогов препарата можно предложить препараты «Престижитатор», «Престиж», «Клубнещит», «Провотокс», «Командор» и др.

Преимущества и недостатки

К неоспоримым достоинствам использования препарата «Табу» следует отнести:

1. В составе препарата «Табу» цветной маркер, позволяющий визуализировать процесс равномерного нанесения препарата

2. Действие препарата не зависит от погодных условий

3. Обеспечивает главную защиту на самом начальном этапе развития – на уязвимой стадии роста ростков и молодых побегов.

4. Продолжительный срок защитного действия – до 1,5 месяцев для колорадского жука, и на максимально длительно – для проволочника.

5. Достаточно всего однократной обработки.

6. Низкая цена, по сравнению с зарубежными аналогами.

В качестве недостатков следует отметить:

1. Возможность возникновения резистентности (привыкания). Но чередование с инсектицидами на основе других действующих веществ делает возникновение устойчивости маловероятным.

2. Односторонний характер действия инсектицида, направленный только на защиту от насекомых вредителей. Препарат не имеет фунгицидных свойств.

Этот недостаток решен в новом препарате «Табу ТРИО», совмещающим действия препарата не только как инсектицида, но и как фунгицида для защиты от почвенных инфекций.

Новинка – препарат «Табу ТРИО»

Производитель и разработчик — компания «Август» в марте 2019 года анонсировала выпуск новинки — протравителя «Табу ТРИО» – трёхкомпонентного препарата для комплексной защиты, сочетающий инсектицид, фунгицид и регулятора роста.

В упаковке три препарата:

1. Известный инсектицид «Табу» (ампула 4 мл.) — зарекомендовавший себя эффективный инсектицид от колорадского жука и проволочника на основе имидаклоприда.

2. Препарат «Синклер» (ампула 10 мл.) – фунгицид от различных гнилей. Подавляет почвенные инфекции, такие как ризоктониоз (парша) и фузариоз (гнили) на срок от 3-х месяцев.

3. Препарат «Зеребра» (ампула 5 мл.) – новый регулятор роста на основе коллоидного серебра. Повышает иммунитет, увеличивает урожайность, а также качество и размер клубней картофеля.

Упаковка рассчитана на обработку 50 кг. семенного материала картофеля.

Используется в виде баковой смеси из трёх препаратов. Рабочий раствор (суспензия, также окрашена цветным красным маркером) легко самостоятельно готовится по инструкции.

Заключения

Протравители серии «Табу» – эффективные современные препараты для защиты картофеля от колорадского жука и проволочника. Необходимость их использования на сегодня уже не вызывает сомнений.

Рекомендую к использованию новый препарат «Табу ТРИО» удачно совмещающий инсектицидные и фунгицидные меры защиты.

Материалы на айте по теме:

3) ФУНГИЦИДЫ — сводная таблица всех применяемых препаратов

Вам был полезен материал? Подписывайтесь на канал «NO-PEST защита от вредителей» — и Вы будете в курсе всей самой актуальной информации о бытовых и сельхоз вредителях, а также о средствах и способах борьбы с ними. тля, белокрылка, клопы, муравьи, тараканы, мыши, моль, проволочник, грибок и др. — СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ)

Родительские ошибки: 6 табу в воспитании детей

Терпение — лучшая черта родителей! Как трудно иногда держать себя в руках и не срываться на собственном ребенке, а еще не идти на поводу у эмоций, чтобы не начать бессознательно применять не совсем педагогичные методы воспитания.

Тем не менее, есть фразы и модели поведения, которые на первый взгляд выглядят совсем безобидно, но несут непоправимый вред ребенку в перспективе — его самооценку и будущим взглядам на жизнь.

«Съешь суп – дам конфетку!»

Подкуп: в чем суть?

Дошкольникам родители обещают шоколадки и игрушки за хорошее поведение: «Скушаешь всю кашу — куплю новую машинку», «Будешь вести себя тихо в гостях — куплю твой любимый мармелад». Ребятишек постарше мотивируют хорошо учиться, суля новый велосипед или игровую приставку. Некоторые родители платят деньги за «пятерки» или помощь по дому: «Вот протрешь везде пыль — получишь 20 гривень».

В чем проблема?

Нельзя отрицать, что чаще всего этот прием отлично работает. Но выполняет ли он воспитательную функцию? Воспитание, построенное на системе материальных вознаграждений, формирует у ребенка неправильное представление об основах взаимодействия в семье. Товарно-денежные отношения хороши для работы, общение же в семье должно строиться на других принципах. Сложно донести до малыша понятия взаимопомощи, сочувствия, дружеской поддержки и бескорыстной помощи, если он с детства привык за все свои правильные действия получать материальное вознаграждение.

А как можно?

  • Следите за тем, чтобы наиболее ценные подарки делались ребенку просто так, а не за какие-то заслуги.
  • Вознаграждение не должно быть исключительно материальным, пусть в его основе лежит похвала.
  • Делайте акцент на том, зачем то или иное действие нужно самому малышу: «Ты справился с этой задачкой, теперь легко напишешь контрольную»

Подкуп отличается от вознаграждения тем, что подкуп озвучивается вначале и становится мотивом к действию. Вознаграждение же может возникать в конце. Лучший вариант его подачи — празднование. Отметьте вместе удачно оконченную четверть или навык аккуратно складывать игрушки.

Бабай и Баба Яга

Запугивание: в чем суть?

Малышей пугают Бабой-ягой и Бабайкой, которые придут и заберут, если кто-то будет плохо себя вести. Среди угрожающих персонажей также часто можно встретить «милиционера, который посадит в тюрьму» и «врача, который сделает укол». Другие распространенные приемы запугивания: «Я ухожу, а ты оставайся!», «Будешь так себя вести, отдам тебя вон той тетеньке». Ребенка постарше, с которым не удается справиться, нередко запугивают самими же родителями: «А вот придет отец, он тебе покажет!»

В чем проблема?

Напуганный малыш зачастую перестает вести себя плохо, но делает он это только потому, что страх по-настоящему парализует человека. Не делая нежелательного, он не в состоянии выполнять и желательное. И уж точно не в состоянии сознательно управлять своим поведением. По существу, действуя через страх, мы эксплуатируем инстинкты ребенка, тогда как цель воспитания — развивать сознательное поведение. В итоге он ведет себя как надо не потому, что понимает, что это правильно, и даже не для того, чтобы порадовать маму. Он просто боится.

Безусловно, использование запугивания способствует развитию серьезных страхов у малыша и высокой тревожности. Дети начинают бояться чужих людей, одиночества или темноты, у них может проявиться целый букет самых разных страхов, не связанных напрямую с родительскими страшилками. Не говоря уже о том, что крохи, которых периодически пугают милиционерами и врачами, не доверяют людям этих профессий.

А как можно?

  • В жизни действительно много опасностей. Поэтому без предостережений не обойтись. Страх — охранный механизм нашей психики, призванный предупреждать нас об опасностях. Отличается предостережение от запугивания тем, что предостережение касается реальных опасностей, а запугивая ребенка, родитель добавляет в его мир мнимые ужасы.
  • Бояться переходить оживленную дорогу и бояться Бабу-ягу — это не одно и то же. Фраза «Если будешь баловаться, я отдам тебя милиционеру» — запугивание. А фраза «Если будешь баловаться на лестнице, можешь упасть и сломать себе руку» — предостережение. Просто задайте себе вопрос: «Я сейчас пугаю ребенка, потому что ему действительно грозит опасность или потому что мне надо, чтобы он меня послушался?» В случае второго ответа стоит поискать другие методы воздействия. Да и с предостережениями не перегибайте палку.

«Я с тобой не разговариваю!»

Игнорирование: в чем суть?

«Я с тобой больше не разговариваю», — говорят ребенку взрослые в ответ на его плохое поведение. Или же объявляют бойкот без объяснения причин. В случае с малышом такое игнорирование в воспитательных целях может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Кроху могут запереть в комнате либо просто целенаправленно не обращать внимания на то, что он говорит. «Ты не хотел меня слушать — теперь я тебя не слушаю!» — обижается мама.

В чем проблема?

Ребенок в любом возрасте очень тяжело переносит это наказание. По сути, в восприятии малыша это проявление небезусловной родительской любви, ведь внимание, тепло, готовность слышать — проявления любви. «Пока я веду себя хорошо, меня любят. Как только делаю что-тоне так — мама перестает любить меня». Такая установка наносит серьезный урон личности ребенка, делая его неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения. Крохи до трех лет переживают очень тяжело. Дети постарше могут уже злиться в ответ, но и они страдают в ситуации бойкота. Особенно мучительно для ребенка, если он не понимает, почему мама вдруг перестала с ним разговаривать. В дальнейшем он начинает видеть свою вину даже там, где ее нет.

А как можно?

  • Не используйте этот прием с ребенком младше трех лет — он неэффективен и может наносить серьезный вред психике крохи.
  • Ребенку постарше, когда он ведет себя неадекватно, можно сказать: «Я тебя не слышу, когда ты так кричишь, скажи спокойнее». И действительно сдерживать обещание, сразу же отозвавшись, как только малыш выразит свою просьбу в приемлемой форме.
  • Родители школьников часто обижаются на детей за какие-то неуважительные высказывания в их сторону, невыполнение обещаний. В таких случаях игнорирование становится лишь выражением этой обиды, а не методом воспитания. Важно осознавать это и объяснять ребенку ситуацию. «Не хочу с тобой разговаривать, я очень обижена, что ты не убрал игрушки к приходу гостей, как обещал».
  • Глухой бойкот формирует у ребенка комплекс вины, а не разрешает конфликт.

«Доктор никогда не делает больно!»

Обман: в чем суть?

Пожалуй, самый распространенный метод вынесен в название. Родители, действительно, нередко, ведя ребенка на какую-то медпроцедуру, уверяют, что больно не будет, хотя точно знают, что это не так. Мама с папой могут пообещать крохе золотые горы, чтобы он перестал капризничать в гостях. А когда малыш клянчит игрушку в магазине, сказать, что дома есть такая же. Выйдя же из магазина или гостей, сразу об этом забыть. «Да я просто так сказала, чтобы ты не капризничал», — объясняет мама ребенку.

В чем проблема?

У многих взрослых есть детские воспоминания об обмане родителей, вызывающие множество отрицательных эмоций. Иногда это сущие мелочи, но воспринимаются они как настоящее крупное предательство. Обнаруживая обман, ребенок обижается и теряет доверие к самым близким людям. Но, кроме того, он сам учится обманывать, хитрить, манипулировать, считая это нормальным способом добиваться своего. Малыш же и попросту перестает понимать, какие слова что означают. Он и так еще плохо ориентируется в языке, а его еще запутывают, говоря «пойдем гулять» вместо «пойдем к врачу». В такой ситуации сложно осваивать речь и осознавать четкие связи между словами и явлениями.

Обман в воспитании плох и тем, что его сложно применить разово, в итоге получается целая сеть лжи. Однажды придумав, что папа не пришел, потому что уехал в командировку, тогда как папа и мама разошлись, маме придется сочинять все новые истории.

А как можно?

  • Говорите правду. При этом правда может быть неполной или адаптированной для детского восприятия. Так, вовсе не обязательно рассказывать малышу все тонкости семейного конфликта родителей. Однако сказать ему о том, что родители больше не будут жить вместе, необходимо.
  • Если предстоит поход к врачу или еще какое-то мероприятие не из приятных, важно настроить ребенка, уделив этому достаточно времени. К примеру, можно рассказать крохе про то, как разрушаются зубки, если их не лечить, добавив, что в таком случае малыш не сможет кушать свою любимую еду, грызть орешки.
  • Вместо прямого обмана хорошо использовать в воспитании сказки. Вы можете придумать вместе с ребенком сказки «Про бельчонка, который никогда не причесывался», «Про львенка, который боялся прививок» и т. д. В сказках малыш лучше понимает какие-то необходимые вещи, но не воспринимает их как обман, хотя нам, взрослым, может казаться, что сказки ребенка обманывают.

Шлепки и подзатыльники

Телесные наказания: в чем суть?

Физическое превосходство взрослого перед ребенком и так очевидно и понятно. Однако, к сожалению, именно демонстрацию этого превосходства некоторые родители избирают основным инструментом воспитания. Шлепки и подзатыльники за плохое поведение, настоящая порка в воспитательных целях — все это, к сожалению, использует не так уж мало родителей.

В чем проблема?

Как уже говорилось, воспитание на основе страха — не лучший метод. Если ребенок и усвоит какие-то нормы поведения таким образом, то лишь до тех пор, пока не почувствует в себе сил сопротивляться. А когда почувствует, воспитывать силой уже не получится, а другие методы действовать не будут, ведь все они основаны на доверии и уважении друг к другу. Речь не о крайних случаях, когда наказание причиняет вред здоровью крохи. Даже незначительный шлепок тоже может оставить тяжелый след в душе: это унижение, это проявление силы, зачастую перечеркивающее все возможности доверительных отношений в будущем.

Когда родители бьют ребенка, он вырастает озлобленным, тревожным, не умеет ценить и уважать себя, с трудом строит близкие отношения.

А как можно?

  • Иногда родители спрашивают, неужели прямо и шлепнуть разок нельзя, если ребенок совсем разошелся. На самом деле после 2—3 лет нельзя, даже один раз нельзя. Непредсказуемо, как этот единственный раз отразится на ваших отношениях. Ребенок уже чувствует себя личностью, и ему важно видеть уважение к себе.
  • В более раннем возрасте тоже, естественно, стоит избегать любого физического воздействия. Но иногда мама инстинктивно реагирует шлепком по попе на затянувшуюся истерику карапуза. Это можно сравнить с тем, как иногда взрослого человека бьют по щекам, чтобы он пришел в себя. Не нужно корить себя за случайные эпизоды таких инстинктивных реакций, лишь бы это не стало правилом и инструментом воспитания.
  • В некоторых случаях, когда вы видите, что кроха закатил истерику и не может контролировать себя, имеет смысл крепко обнять ребенка и удерживать его в таком положении, пока он не успокоится. В какой-то мере это тоже физическое насилие, но иногда такое удерживание помогает малышу быстрее прийти в себя.
  • Пожалуй, это наименее спорный метод воспитания, отнесенный сюда скорее условно. Найти здоровые формы телесных наказаний довольно проблематично.

Без табу

Вседозволенность: в чем суть?

Позиция некоторых родителей заключается в том, чтобы полностью исключить запреты из воспитания. По сути, ребенок сам воспитывает себя методом проб и ошибок. Младенец, обжегшись, узнает, что нельзя трогать плиту, школьник, попав в конфликт, понимает, что нельзя оскорблять одноклассников, и т. д.

В чем проблема?

Безусловно, основная проблема такого подхода в том, что он грозит реальными опасностями. Ведь только взрослый с его опытом может уберечь малыша от многих бед. Кроме того, даже получив отрицательный опыт, ребенок не всегда может верно его интерпретировать. Например, испортив вещь и оставшись в результате без нее, ребенок может сделать вывод не о том, что портить вещи нельзя, а о том, что нужно суметь вовремя свалить вину на младшего братика. Очень важно то, что малыш, воспитывающийся без запретов, растет тревожным и не ощущает доверия к миру.

Ребенок нуждается в границах, поставленных взрослым, чтобы не чувствовать себя один на один с большим миром. Ограничения, заданные родителями, говорят ребенку о том, что он нужен, о нем заботятся, его любят.

А как можно?

  • Разумное воспитание всегда предполагает часть действий, которые запрещены в любом случае, поскольку серьезно угрожают жизни и здоровью ребенка или окружающих, часть действий, которые можно разрешить или попробовать вместе с родителями, и основную часть — разрешенные действия. Причем границы этих трех зон должны постоянно пересматриваться по мере взросления ребенка.
  • Разумная альтернатива вседозволенности — эксперименты под присмотром или вместе со взрослым. Нельзя вставлять гвоздь в розетку, но можно вместе с папой собрать электрическую схему и наглядно увидеть действие электрического тока.

Источник: Instagram @kateoliver

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Читать еще:  Холодные закуски из свеклы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
ВКонтакте: