Что такое дивергентное мышление Язык и речь - Лучшие рецепты блюд - VkusnoePitanie.Ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дивергентное мышление Язык и речь

Что такое дивергентное мышление и как оно может развиваться

“Творчество — это интеллект, получающий удовольствие.”
Альберт Эйнштейн.

Дивергентное или латеральное мышление — это многочисленные творческие решения одной и той же проблемы. Это спонтанный, подвижный, нелинейный подход, основанный на любопытстве и инакомыслии. Этот способ мышления распространен среди детей, которые с радостью, воображением и свежим взглядом делают свое мышление более свободным.
Дивергентное мышление становится все более важным в нашем современном мире. В обществе, которое привыкло имитировать похожие навыки, наступает момент, когда крупные компании начинают ценить другие умения. Новые измерения привносят в процесс изобретательность и жизнеспособность. Человек, который способен обеспечить инновации и творчество, становится более конкурентоспособным на трудовом рынке.
Но наши школы и наши вузы продолжают расставлять приоритеты в методологии привычного линейного образа мышления. В 1960-х годах Джой Пол Гилфорд разделил линейное и дивергентное мышления и определил их отличия друг от друга.


Хотя Гилфорд акцентировал внимание на важности развития у детей девиантного мышления, учебные заведения обращали на него мало внимания. Как правило, приоритетным методом обучения было то, где студенты должны были использовать линейное мышление, правила и структурированные процессы, чтобы получить ”правильное” решение. Во многих случаях эта стратегия полезна и необходима, тем не менее, нужно признать сложность, динамичность и непредсказуемость жизни. Поэтому нереально думать, что проблема имеет только одно решение. Вот почему мы должны научиться использовать дивергентное мышление.
К счастью, есть образовательные учреждения, которые поощряют своих студентов делать больше, чем найти правильный ответ. В таких школах ставится задача задавать новые вопросы.

Дивергентное мышление и психологические процессы

Прежде чем идти дальше, важно кое-что прояснить. Нет способа думать лучше или хуже. Линейное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Проблема в том, что мы ”обучены” думать только таким способом. Мы пренебрегаем спонтанностью, остроумием и побеждаем свободу.
На многих курсах, целью которых является обучение людей дивергентному мышлению, студентам задают такие вопросы, как:
— Что ты можешь сделать с кирпичом и ручкой?
— Какую пользу вы можете придумать, если мы дадим вам зубную щетку и зубочистку?
Поначалу может быть трудно придумать хотя бы одну идею. Но некоторым людям удается придумать множество ответов и блестящих идей, поскольку они искусны в том, что Эдвард де Боно называет ”латеральным мышлением». Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, какие психологические процессы здесь задействованы.

Семантические сети или теория связности

Дивергентное мышление — это способность находить идеи, концепции и процессы между отношениями, в которых на первый взгляд, кажется, отсутствует сходство.

Мы немного лучше поймем, как это работает, если рассмотрим, что такое креативность, с точки зрения знающих психологов. Они говорят о том, что у людей разные психические ассоциативные связи:
— Люди, имеющие ”крутые” семантические сети, более логично и линейно мыслят.
— Люди, обладающие «плоской» семантической сетью имеют способность объединять психологические связи. Это означает, что иногда эти люди соединяют две вещи друг с другом, даже если это не имеет смысла, но такая сеть будет способствовать более блестящим результатам.

Правое и левое полушария головного мозга

Мы много раз слышали, что правое полушарие отвечает за творчество, а левое — за логику. Поэтому, согласно этой теории, люди, которые используют более необычное или латеральное мышления, больше используют правую сторону мозга. Однако мы должны быть осторожны с таким обобщением о латеральной полимеризации или о доминирующем положении части мозга в мыслительных процессах, потому что на самом деле это действительно спорное предположение.

Мы не могли бы видеть работу мозга в целом, если бы она действительно находилась в изолированных областях. На самом деле, когда мы создаем идею, любую — гениальную, консервативную, логичную или очень творческую, мы используем наш мозг в целом. Ключ в том, как мы соединяем одну идею с другой. Большинство гениальных людей используют древовидный процесс мышления. Другими словами, они образуют связи в обоих полушариях, а не только в одном.

Как я могу научиться думать по-другому?

« Воображение — это начало создания.
Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаете то, что желаете. » Джордж Бернард Шоу

Как мы уже говорили, все мы, независимо от возраста, можем вовлекать и усиливать дивергентное мышление. Для этого мы уделяем особое внимание четырем различным областям:
— Беглость — способность генерировать большое количество мыслей.
— Гибкость — способность создания широкого спектра идей, основанных на различных областях знаний, данных.
— Оригинальность — способность создавать инновационные идеи.
— Развитие — способность улучшать мысли, способность развивать их.

Вот два способа улучшить вышеупомянутые способности:

Упражнение Synectic
«Synectic» — это термин, созданный психологом Уильямом Дж. Гордоном. В принципе, это означает способность находить связи и отношения между понятиями, объектами и идеями, которые, кажется, не связаны друг с другом. Это упражнение требует большой умственной работы. Мы можем делать это каждый день, выбирая концепции сами.
— Например: Что я могу сделать со скрепкой и ложкой? Какие отношения могут быть у реки Лимпопо в Африке и сибирского озера Байкал?

Техника SCAMPER (аббревиатура от англ. Substitute Combine Adapt Modify Put Eliminate Reverse) — методика креативности в форме проверочного списка.
Это следующая творческая стратегия развития идеи, созданная Бобом Эберли. Она полезна для создания каких-либо инновационных проектов и в тренировке креативного мышления. Например, мы должны найти какие-то идеи в своей работе. Затем, когда у нас есть эта «идея”, мы фильтруем ее многими ”фильтрами”.

— Замените один элемент идеи на другой (Что мы можем изменить в веселом времяпрепровождении? А в нашей работе?).
— Затем объедините все (что мы можем сделать, чтобы наша работа стала более увлекательной?).
— Адаптируйте это (что люди могли бы сделать, чтобы быть менее напряженными на рабочем месте?)
— Отредактируйте это (как мы можем работать без стресса?)
— Дайте этому другое применение (что есть такого на рабочем месте, что я мог бы сделать более забавным?)
— Что-то удалите (что, если я приеду на работу немного раньше, чтобы использовать остаток дня лучше?)
— Реформируйте это (что будет, если я осмелюсь. )

Творческое мышление и настроение

Хорошим дополнением к этому рассказу может стать очень интересная книга психолога Дж. Нины Либерман «Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity» (Игривость: ее отношение к воображению и творчеству), в которой она излагает концепцию под названием «Манифест радости». Креативное мышление идет рука об руку с радостью, оптимизмом и внутренним благополучием. Хорошие отношения, достаточный отдых и жизнь без напряжения, тревоги и стресса дают нам идеальные условия для креативного мышления.
Испытывая чрезмерное напряжение и постоянную спешку, мы пренебрегаем многими ценными идеями, открытиями. Поэтому можно сделать вывод, что такое мышление рождается из определенного отношения к жизни: свободного и счастливого с одной стороны и открытого новым переживаниям, с другой …

Язык и мышление

Проблема язык и мышление — одна из самых сложных и дис­куссионных в теории языкознания. В разные периоды истории науки о языке она решалась по-разному: представители логичес­кого направления, например, отождествляли эти понятия (ло­гическим категориям как вневременным и всеобщим должны соответствовать, по их мнению, и универсальные языковые ка­тегории); сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос в иерархической плоскости, обосновывая примат то мышления по отношению к языку, то языка по отно­шению к мышлению; представители американского структура­лизма полагали, что структура языка определяет структуру мыш­ления и способ познания внешнего мира.

Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследова­тели сходятся в том, что связь между языком и мышлением су­ществует, расхождения начинаются тогда, когда встает вопрос о природе и качестве этой связи. Одни ученые полагают, что меха­низм мышления не связан с вербальным кодом и осуществляет­ся независимо от языка на универсальном предметном коде (коде смысла), другие считают, что механизм мышления тесно связан с языком, и без языка не может быть мышления, наконец, третьи полагают, что мышление может быть как вербальным, так и невербальным (чувственно-образным).

Подлинно научное решение вопроса о соотношении языка и мышления дает материалистическая теория отражения, рассматривающая язык и мышление в диалектическом единстве. «Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреп­лен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества». 1

Орудием мышления является язык, а также другие знако­вые системы (абстрактные, как например, математические или химические, где используется язык формул, или конкретно-образные в искусстве). Язык как знаковая система является материальной опорой мышления, он материализует мысли и обеспечивает обмен информацией. Если мышление отражает действительность, то язык ее выражает. Мышление идеально, а язык — материален (все его единицы облечены в звуки). Мысль же не имеет свойств материи (массы, протяженности, плотности и т.д.). Связь языка с мышлением позволяет осу­ществлять ему коммуникативную и когнитивную функции: язык не только передает суждения или сообщения о предме­тах и явлениях внешнего мира, но и определенным образом организует наши знания об этом мире, расчленяя и закрепляя их в сознании. «Язык является своеобразной призмой, через которую человек «видит» действительность, проецируя на нее при помощи языка опыт общественной практики». 2 Та­ким образом, язык, с одной стороны, является средством вы­ражения мысли, а с другой — орудием ее формирования. Последние работы в области психологии и психолингвисти­ки доказали, однако, что мышление может осуществляться не только с помощью языка, но и без слов, с помощью лишь наглядно-чувственных образов (ср. наглядно-образное мышление композитора, скульптора, художника или мышление животных, позволяющее им правильно ориентироваться в пространстве). Но наличие этих несловесных форм мышления не опровергает, как представляется, языковую концепцию мышления, так как предметно-чувственные образы мышления выполняют по сути ту же функцию, что и язык. 1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 391. 2 Леонтьев А.А. Проблема глоттогенеза в современной науке // Энгельс и языкознание. М., 1972, с. 15

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным: развитие письмен­ности, например, усиливало воздействие языка на мышление, увеличивались и сами возможности языка как средства оформ­ления мысли. Однако и развитие мышления оказывало воздей­ствие на язык, расширяя значения слов, способствуя увеличе­нию лексического и фразеологического состава языка.

Мышление тесно связано с познанием. Согласно теории от­ражения, первой ступенью познания является чувственное вос­приятие действительности. Внешний мир, воздействуя на орга­ны чувств, вызывает в человеке определенные ощущения. Эти ощущения от предметов и явлений внешнего мира и являются материалом для мышления: у человека возникает представление о предмете и на его основе образуется понятие. На второй ступе­ни познания в процессе отвлечения от чувственного восприя­тия конкретного предмета, когда во внимание принимаются наи­более существенные и общие его свойства, понятие облекается в форму, а именно в слово, поэтому «всякое слово уже обобща­ет». 1 Таким образом, отталкиваясь от чувственного опыта, мыш­ление преобразует его, дает возможность получать знания о та­ких явлениях действительности, которые недоступны непосредственному наблюдению, позволяя проникнуть в тайны природы.

На разных этапах развития человечества уровень его знаний о мире был разным, поэтому даже в развитых языках можно найти немало слов, которые иллюстрируют «примитивное» мышление народа (ср., например, этнокультурную мотивировку названий человека в индоевропейских языках названием земли: большинство их соотнесено с и-е корнем *ghem-/*ghom-, ср. лат. homo ‘человек’, которое восходит к *ghem > humus ‘земля’), т.е. явля­ется выражением древних мифологических представлений «зем-ля (люди) — небо (боги)»; или же выражение «Солнце село», от­ражающее первоначальное представление о том, что солнце вращается вокруг земли). 1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5, т. 29, с. 246.

Теория отражения согласуется с учением И.П. Павлова о двух сигнальных системах. В соответствии с этой теорией, человек в своем познании мира использует две сигнальные системы. Первая сигнальная система дает сознанию только ощущения, она включается на первой ступени познания, когда предметы и яв­ления внешнего мира оказывают воздействие на наши органы чувств, вызывая у нас определенные ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и др.), этой сигнальной системой обладают и животные, вторая сигнальная система включается на второй ступени познания, она и становится базой формирования поня­тий, суждений, умозаключений, когда восприятие внешнего мира происходит через воздействие слов, т.е. «на основе впечат­лений от действительности, на основе этих первых сигналов ее,— писал И.П. Павлов,— у человека развились вторые сигналы в виде слов; слово составило вторую, специально нашу сигнальную си­стему действительности, именно слово сделало нас людьми». 1 Таким образом, именно вторая сигнальная система лежит в ос­нове языкового общения. Вторая сигнальная система развилась в процессе труда человека, поэтому ею обладает только человек как существо разумное, нуждающееся в средстве общения, т.е. в языке. «При помощи второй сигнальной системы, лежащей в основе механизма мышления, речи и всей сознательной трудо­вой деятельности, человек обрел способность «удаляться от дей­ствительности», осознанно фиксировать результаты познава­тельной и речемыслительной деятельности в содержании номинативных единиц». 2 Именно вторая сигнальная система обеспечивает переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, т.е. к формированию понятий, суждений, умозаключений, получающих свое выражение в слове. 1 Павлов И.П. Соч. ,т. III, с. 568. 2 Уфимцева А.А. Лексическое значение. М., 2002, с. 71.

Слово позволяет обозначить не один только данный конк­ретный предмет, а целый ряд однородных предметов, т.е. оно объединяет предметы на основе общего признака или функции в классы, разряды, группы, что способствует формированию у человека понятий о вещах и явлениях внешнего мира.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют точки зрения на язык и его сущность?

2. Какие важнейшие функции языка вы знаете?

3. Существует ли связь языка с обществом? В чем проявляется влия­ние общества на язык и языка на общество? Что такое языковая политика?

Читать еще:  Пищевое отравление симптомы и лечение

4. Что такое социальная дифференциация языка?

5. Как соотносятся такие понятия, как язык и речь?

Рекомендуемая литература:

1. Арутюнова Н.Д. Язык // Энциклопедия «Русский язык». М., 1997.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Изд. 2, т.З.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.,1998.

4. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

6. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.

7. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1950.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10341 — | 7862 — или читать все.

188.64.174.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Мышление, язык и речь

Читайте также:

  1. Мышление, интуиция, воображение в решении задач

Иллюзии памяти, вызванные оживлением представлений под влиянием рассказов о событии.

Обычно человек способен довольно отчетливо различать представления, полученные в прошлом через восприятие и созданные словесными описаниями. Однако при определенном стечении обстоятельств, оживляющих фантазии (эмоциональное перевозбуждение, особенности мышления детей и подростков, старческое изменение мышления), яркие словесные описания могут вызвать столь чувственно насыщенные образы, что у человека появляется иллюзия реального воспоминания. Старое правило юстиции гласит, что дети и молодые девушки — самые надежные свидетели, поскольку у них очень легко появляются иллюзии памяти за счет сильно развитой и мало контролируемой фантазии.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение памяти, назовите ее виды.

2. Долговременная, кратковременная и оперативная память.

3. Воспоминание. Ассоциации при воспоминании.

4. Забывание — процесс и закономерности забывания.

5. Узнавание и виды узнавания.

6. Забывание — процесс памяти.

7. Каковы психологические особенности искажения памяти в деятельности юриста?

Мышление— это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существующих связей и отношений предметов, явлений объективного мира, осуществляющейся с помощью речи.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер, который выражается в том, что человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мыслительная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на выявление свойств и отношений объектов реального мира. Мыслительные операции — это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация:

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — мысленное или реальное соединение сторон объекта в единое целое.

Сравнение — это операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, установлении сходства или различия между ними.

Абстракция — это отвлечение от определенных свойств признаков предмета для выделения ведущих его признаков и превращения их в самостоятельный объект рассмотрения.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего кчастному.

Основными формами мышленияявляются: понятие, суждение, умозаключение, аналогия:

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие никогда не совпадает с образом.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которого утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — логическая форма мышления, при помощи которой из нескольких суждений выводится новое. Способность к умозаключению развивается у юриста в процессе обучения и практической деятельности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Развитие мышления человека происходит в ходе предметной деятельности и общения. В связи с этим различают виды мышления: наглядно-действенное, образное, отвлеченное.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредственно включенное в деятельность. Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощи реального преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наглядно-действенное мышление проявляется, например, в действиях следователя, отыскивающего с помощью технических средств криминалистики следы на месте происшествия.

Образное мышление — это мышление, которое осуществляется на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Наглядно-образное мышление юриста связано с представлением ситуаций и изменений в них. Особенно велика его роль в процессе обучения.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Различают определенные способы мышления: индукция, дедукция.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обратном индукции.

Деятельность юриста требует развития всех мыслительных операций (анализа, синтеза и др.). Существенную роль (особенно в деятельности следователя) играет развитое прогностическое мышление, связанное с необходимостью предвидеть все этапы дела вплоть до судебного разбирательства. Особое значение имеет интуиция юриста. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки. Мышление работников правоохранительных органов связано с изучением обстоятельств событий, имевших место в прошлом. Особенность мышления юриста проявляется в постоянном сравнении собственных действий и поступков с поведением лиц, оказавшихся в орбите его деятельности. Поэтому его мышлению свойственны познавательная активность, глубина и широта, гибкость, подвижность, самостоятельность.

Язык система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившееся в определенной общности людей проявление их речи с помощью слов. Язык — предмет лингвистики[4].

Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится его реальным сознанием. Язык взаимодействует с неязыковыми (вспомогательными) средствами общения, в том числе с реакциями поведения человека: жестикуляционными, инонациональными, мимико-соматическими. Язык участвует в осуществлении практически всех психических функций, будучи наиболее тесно связанным, с мышлением. Основные языковые единицы — слово и предложение. Язык помогает человеку овладеть речью.

Речьюназывается процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь имеет свои свойства: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается благодаря правильному построению предложений, выделениям слов с помощью логического ударения, использованию пауз.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Например, речь может быть яркой, энергичной, вялой, бедной и т.д.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет функции: выражения, воздействия, сообщения, обозначения.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, речь передает чувства, переживания, радость, печаль и т.д. человека, а, с другой стороны, речь показывает эмоциональные возможности общения.

Функция воздействия подчеркивает способность человека благодаря речи побуждать людей к действию.

Существуют две формы речевого воздействия — простая и невербальная (несловесная).

Простая форма речевого воздействия — словесное обозначение конкретного требования в виде приказа, просьбы, совета, пожелания. Невербальная (несловесная) форма воздействия — это чувства, сопровождающие речь и направленные на чувства слушателя, вызывающие у него аналогичное душевное состояния (жалость, любовь, восторг и др.), либо иное, но связанное с эмоциональным содержанием речи говорящего (страха, растерянности).

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством фраз, выражений, словосочетаний и т.д.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Люди одной профессии пользуются профессиональным языком, насыщенным специальной терминологией, для обозначения регламентированного круга явлений, что освобождает их от языковых затруднений. Юриспруденция также имеет свою терминологию, принятую для общения специалистов между собой, однако юристу постоянно приходится «переводить» бытовой язык участников процесса на специальную терминологию и объяснять им юридические термины при помощи бытового языка. В процессе общения, например, следователю приходится уточнять значение отдельных выражений и объяснять их смысл допрашиваемому.

Использование юристом образных сравнений, гипербол и жаргонных выражений затрудняет его общение с участниками судопроизводства, вызывает у них чувство недоумения и дискредитирует его как представителя государственной службы.

Существуют определенные виды речи: устная (монологическая, диалогическая), письменная, внутренняя.

Устная речь — основной вид речи. Общение осуществляется благодаря произношению слов вслух и воспроизведению их людьми на слух.

Устная речь может быть монологической и диалогической. Общие требования к монологической и диалогической речи одинаковые.

Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Например, речь прокурора, адвоката в суде.

Диалогическая речь — это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Например, допрос обвиняемого, свидетеля, потерпевшего. Диалогическая речь предполагает умение не только задавать вопросы, но и реагировать на высказывания участника допроса соответствующим образом.

Письменная речь воспроизводит на бумаге особенности речи устной и звуковой. Письменная речь имеет с устной много общего: прежде всего это средство общения, ктому же для своего функционирования и та и другая использует слово. Однако письменная речь применяет графику и подчиняется несколько иным синтаксическим и стилистическим правилам. Одной из особенностей письменной речи является расхождение в темпах с течением мыслей, для отражения набумаге необходима дисциплина мышления, не позволяющая отвлекаться от нужной мысли, пока она не будет зафиксирована.

Для профессиональной письменной речи характерны особые функциональные стили, которые юристы используют в первую очередь в судопроизводстве и при составлении различных документов. Последовательность письменного изложения, закрепляемая в форме протокола, требует от следователя не только фиксирующей, но и известной творческой работы. Речь свидетеля бывает неорганизованной: он может сбиваться, уклоняться, уходить в сторону, т.е. говорить много лишнего с точки зрения установления обстоятельств по делу. В лингвистическом отношении такая речь приближается кбытовой разговорной лексике и нуждается в грамматической обработке. Кроме того, если протокол ведется в процессе допроса, темп устной речи совпадает с темпом мышления и значительно обгоняет темп письма.

Поэтому необходимые навыки следователя — умение точно обозначить понятия, указывать связь между понятиями с помощью грамматических форм без лишних слов и вставочных предложений; рациональное использование терминологии, не имеющей разночтений и переносного смысла; скорость письма и культура использования документа.

Внутренняя речь— вид речи и форма мышления как более или менее четкое мысленное проговаривание слов и фраз; образы слов и фраз.

Речь может незаметно для собеседников превратиться в средство внушения даже в тех случаях, когда говорящий не ставит перед собой такой цели. В этом смысле следователь должен быть в известной степени насторожен, чтобы своевременно заметить потерю необходимой самостоятельности мышления допрашиваемого.

В заключение необходимо отметить, что на стиль речевого общения существенно влияет уровень развития интеллекта человека. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллектуальные возможности человека зависят от его опыта, знаний, умений, умственного развития, общественно значимой активности (учение, производство, политика и др.).

Контрольные вопросы:

1. Что такое мышление?

2. Опишите мыслительные операции.

3. Что собой представляют формы мышления?

4. Виды мышления.

5. Способы мышления.

6. Охарактеризуйте речь как средство общения.

7. Язык и речь. Свойства и функции речи.

8. В чем состоят отличительные особенности устной, письменной и внутренней речи?

9. Внушение и речь.

10. Язык и речь юриста.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 2940 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конвергентное и дивергентное мышление

Совсем недавно на экраны вышел американский блокбастер «Дивергент» (Divergent), который успел завладеть вниманием зрителей и заставил их задуматься. Слоган фильма звучит «Ты опасен, если ты другой». Любознательные зрители сразу же заинтересовались феноменом изобретательности. Может ли быть такое, что кому-то не хочется, чтобы люди становились более сообразительными?

Многомерный подход к исследованию интеллекта – это детище психолога из США Джоя Пола Гилфорда. Он издал книгу «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence), где и описал особенности конвергентного и дивергентного мышления, которое также можно назвать креативностью . А креативность, в свою очередь, нуждается в развитии и тренировке.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задачи, следовании алгоритмам. Сам термин происходит от латинского слова «соnvergere», что означает «сходиться». Конвергентное мышление базируется на стратегии использования инструкций по выполнению задач, на применении элементарных операций. Чаще всего именно эта стратегия является основной в тестах на IQ. Также она используется в классических педагогических методиках.

Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.

Большинство педагогических методик использует именно такую схему. Однако для творческих людей подобный подход неприемлем. Истории известно множество примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. И причиной тому была методика преподавания, а не отсутствие знаний. К подобным примерам можно отнести Альберта Эйнштейна или Уинстона Черчилля. Обычно такие люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, которые учителя находят неуместными. «Что будет, если использовать не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может нужно посмотреть с другой стороны?»

Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.

Не всегда наличие энциклопедических знаний позволяет решить определенную задачу. Даже обладая внушительным багажом фактов и данных, можно растеряться в конкретной ситуации. Естественно, что нужно тренировать конвергентное мышление, но реальная жизнь не идет по правилам, здесь не всегда есть однозначные ответы. В отличие от компьютерных тестов, где нажатие на кнопки дает вполне конкретный результат. Чтобы двигаться вперед, нужно развивать независимое мышление.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Читать еще:  Сало углеводы на 100 грамм

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

  • Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени.
  • Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений.
  • Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия.
  • Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка.

Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании. Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

Развитие дивергентного мышления на уроках русского языка

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Дивергентное.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Костина И.А., учитель русского языка и литературы Развитие дивергентного мышления учащихся как средство повышения качества знаний по русскому языку и литературе

Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их. Луций Анней Сенека

Second Page Your Text here Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Дивергентное мышление лежит в основе креативности, а дивергентные способности т.е. проявление нестандартности мысли – фундамент любого творчества. Дивергентное мышление позволяет выйти за рамки стереотипов и шаблонов, найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом.

Основные характеристики данного типа мышления Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь. Беглость в создании большого количества идей до или во время разрешения проблемы. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме. Целью дивергентного мышление является развитие исследовательского интереса

И в том их красота. Все , что чарует взгляд, Желая вечной сказки, Поблекнут, обновятся, ‎Все радужные краски, Они в себе таят. ‎И сказка длится, длится, ‎ ‎Живите для измен! ‎ И нарушает плен. Слова — хамелеоны, У них свои законы, ‎Являя все цвета, Как сладко измениться, Они живут спеша. Они спешат меняться, Особая душа.

Дорисуй фигуру, чтобы получилась картина. Придумай к ней историю.

В некотором царстве жил Некто. Некто сделал Что-то. Но что-то в этом Что-то несколько не то. Некто кое-где Что-то в некоторых местах переделал. Но ничего у Некто как-то не получилось. В некотором Некто Что-то Ничего Несколько Кое-где Как-то

Бушующее море Утренний туман Облака Волнующее небо Лохнесское чудовище в тумане

Игла След самолета Ниточка Линии жизни Усы Росток Стручок Порез неба Ноты, которые забыли Крючок с леской лыжи

Уже на землю опускались сумерки, когда одинокий путник достиг подножия священной горы. Странник устало вглядывался в небеса….

В стародавние времена, когда люди еще умели разговаривать с природой, высоко-высоко в горах жил один мудрый дракон. Это в сказках зовется он просто Горынычем, а когда-то…

В Сумрачном лесу жила-была прекрасная белая птица.

Подбери существительные и прилагательные, заключающие в себе понятие света Свет — яркий, ласковый, живой; солнце, утро, лампа, костер, свеча.

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов: Колодец — паркет; бревно — коробка; облако — дверь; кукла — снег.

Перечень интересных тем для сочинений Розовый вечер; Одинокий старик, сидящий у окна; Синий лес; Одинокое облако; Трещина на асфальте; Что снится дереву в темную ночь? Что видят черные тучи?

Выбранный для просмотра документ Развитие дивергентного мышления учащихся как средство повышения.docx

Развитие дивергентного мышления учащихся как средство повышения

качества знаний по русскому языку и литературе

Свои способности человек может узнать только попытавшись приложить их.

Луций Анней Сенека

Общеизвестно, что на качество знаний ученика влияют не только внешние, но и внутренние факторы (слайд 3). Наиболее важными я считаю: личностные установки на достижение результата и ценностно-мотивационное отношение к обучению. Грубо говоря, корень проблем учителя в отсутствии у детей мотивации — нет желания учиться.

Как мне кажется, первопричина такой ситуации в том, что с раннего возраста наши дети получают готовый продукт, так нам, взрослым, проще. «Мам, а почему на Луне никто не живет?». И мама подробно отвечает, почему. Может, стоит ответить вопросом: «А сам что думаешь по этому поводу?»

Чтобы ситуация изменилась, необходимо в образовательном процессе сместить акценты: не учитель, а ученик (определяет тему, ставит цели, планирует результат, достигает его, оценивает сея и других). Как вам всем известно, именно такой подход является сутью стандартов второго поколения. А чтобы ученик смог всё вышеперечисленное, необходимо наряду с конвергентным развивать и дивергентное мышление.

Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Дивергентное мышление лежит в основе креативности, а дивергентные способности, т.е. проявление нестандартности мысли, – фундамент любого творчества.

Дивергентное мышление позволяет выйти за рамки стереотипов и шаблонов, найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом.

Основные характеристики данного типа мышления:

Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.

Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.

Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.

Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса.

Существует достаточное количество приемов, заданий, тестов на развитие дивергентного типа мышления. Отличительная особенность таких заданий: отсутствие неправильного ответа т.к. задания предполагают различные варианты; отсутствие шаблона, алгоритма действия; задания формируют ситуацию успеха – редко кто не способен выполнить задание.

Использовать задания можно на разных этапах урока. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа.

Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного учебного занятия не способны проявлять умственную деятельность.

Задание 1. Перед вами россыпь строк, составьте четверостишие. Суть в том, что это полноценное стихотворение К.Бальмонта «Слова». Все строки можно выстроить в стихотворение. Задание можно усложнять (6, 8, стишия и т.д.)

Задание 2. Дорисуйте фигуру, чтобы получилась картина. Придумайте для нее историю. (Вам интересно, что у кого получилось? Детям тем более!)

Задание 3. Вам предложен набор слов на одно правило (на одну тему). Составьте текст из 5-6 предложений с ними. Вариант этого задания: дана тема, например «Солнце», ребята называют существительные-ассоциации и прилагательные, глаголы. Задача после того, как наберем слова, создать из них текст.

Задание 4. Перед вами картина Константина Васильева. Дайте ей название. Я запишу на доске. (Лунная лошадь, Две линии) Придумайте историю, как могла идея такой картины появиться у художника, или считаете ли вы подобные произведения живописи искусством?

Задание 5. Посмотри внимательно, что ты видишь. Создай свою картину. Придумай к ней историю. Результаты (слайд). Вариант: Придумай продолжение истории.

Задание 6. Нарисуй «Молитву». Объясни, почему, на твой взгляд она должна выглядеть именно так.

Задание 7. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).

Свет — яркий, ласковый, живой; солнце, утро, лампа, костер, свеча.

Задание 8. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Задание 9. .Необходимо придумать слова, что заканчивались бы на «т». Вспомнить, какие слова начинаются на «с», и в каких третья буква от начала – «а».

Из начальных букв создать полноценное предложение: В-С-Е-П. Это упражнение развивает как дивергентное, так и беглость мышления.

Проверьте свои умения находить причинно-следственную связь, продолжив выражение: «Вчера вечером она замерзла…».

Исключить лишнее: черника, манго, слива, яблоко. Это упражнение направлено на умение выделять существенные признаки.

Задание 10. Интересный вид дивергентных задач — поиск причин событий. За основу берётся как реальная ситуация, так и любая случайная фраза. Фраза может быть построена с учетом исследуемой на уроке проблемы. Задаёмся вопросом: «Почему?» (…в сухой безводной пустыне идет дождь; …в этом году в лесах было много грибов; …лето зеленое, зима белая а небо — голубое. ) — и пытаемся ответить.

Задание 11. Детям предлагается примерный следующий перечень тем для сочинений: Розовый вечер; Одинокий старик, сидящий у окна; Синий лес; Одинокое облако; Трещина на асфальте; Что снится дереву в темную ночь? Что видят черные тучи? Вьюга за окном; Утренний лед на лужах; Я — птица. Я — лев. Я — лягушка; Лес после дождя; Зимние узоры на стекле; Горячий песок на берегу реки; Сумерки; Дождливый лес

Язык, речь, мышление

Проблема соотношения мышления и речи, мысли и слова всегда волновала психологов. Традиция отождествления мышления и речи апеллировала к тому факту, что даже в случае решения задач с невербальным материалом взрослый человек регулирует процесс своего мышления с помощью речи. Так, показано, что при возникновении трудной задачи, не решаемой по известному правилу, усиливается речевая активность. Ее можно объективно зафиксировать, записывая электромиограмму (ЭМГ) – величину электрических токов идущих от мышц голосового аппарата (исследования А. Н. Соколова). Даже у взрослого речевая активность, возрастая, может стать видимой (шевеление губами) и перейти в план внешней речи (шепот). Д. Уотсон, трактовавший речь как точную копию мысли, писал: «Единственная разница между этими двумя процессами (мышлением и речью) состоит в том, что мысль представляет собой внутренний диалог, а речь – это мысль, произносимая вслух. Они порождаются одной и той двигательной активностью». Уотсону также принадлежит известная формула «Мышление – это речь минус звук». Однако представители культурноисторического подхода указывают, что мышление и речь имеют различное происхождение и поэтому не могут быть отождествлены.

В животном мире и в самом раннем детстве человека обнаруживаются доречевая стадия мышления и доинтеллектуальная стадия речи. Для животного общение с себе подобными и решение задачи – два абсолютно независимых процесса. Условно говоря, животное не может «думать» и «говорить» одновременно. Звуковая экспрессия животных выражает не понятия, а эмоциональное состояние. Однако у человека уже на втором году жизни в ходе процесса социализации начинает складываться новая психологическая реальность – мышление как высшая психическая функция (произвольная, опосредствованная и системно организованная – см. гл. 2). Это значит, что мышление становится «речевым» (или, говоря шире, – знаковым, символическим), а речь становится «интеллектуальной». Линии развития двух психических функций – мышления и речи, которые в животном мире были независимы друг от друга, у человека пересекаются. Исследования Ж. Пиаже и Л. С. Выготского зафиксировали у младших дошкольников существование непонятной для окружающих формы речи, названной эгоцентрической речью, или «речью для себя», которая является носителем развертывающихся процессов мышления. В это время мышление еще только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние, свернутые формы – см. гл. 2).

О природе, функциях и судьбе эгоцентрической речи Л. С. Выготский горячо полемизировал с Пиаже, доказывая, что эгоцентрическая речь – не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет. И только пройдя эту стадию, мышление в ходе дальнейшей интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь. Главными особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, фрагментарность, предикативность, редуцирование фонетических моментов, преобладание смысла слова над его значением. Смыслы слов, более динамичные и широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем словесные значения. Этим и объясняется сложность воплощения мысли во внешней форме звуковой речи, «речи для других».

Для уточнения функциональной неоднозначности взаимоотношений мысли и слова обратимся еще к одному высказыванию Л. С. Выготского: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове». С первого взгляда, это положение может показаться не совсем верным. Действительно, нс все мысли, которые проносятся в нашем сознании, облечены в слова. Более того, все мы испытывали «муки слова», когда трудно найти подходящие слова, чтобы точно выразить свою мысль. Это противоречие разрешается, если различать два аспекта анализа речи: внутренний, смысловой, семантический и внешний, звуковой, которые образуют единство, но не тождество. Их развитие идет в противоположных направлениях. Внешняя сторона речи развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух или трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений. Но по своему значению первое слово ребенка – это целая фраза. Звук «ма» может на самом деле означать «Мама, иди сюда, я хочу есть». В развитии семантической стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами (значениями отдельных слов), расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений.

Читать еще:  Секреты приготовления домашнего майонеза

Таким образом, смысловая сторона речи идет от целого к части, а внешняя сторонаот части к целому. Значение опосредствует мысль на пути к словесному выражению. В процессе понимания речи движение происходит от внешней звуковой формы к внутренней семантической (слова превращаются в мысль), а в процессе порождения речи, наоборот, мысль разворачивается в словесные формы. Следовательно, можно утверждать, что язык представляет собой культурное средство, преобразующее мышление в высшую психическую функцию. Знаковая система относительно независима от индивида (мы рождаемся и живем в конкретной языковой среде). Освоение языка ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности, открывая возможность понимать, осмысливать и использовать знания, полученные другими людьми и составляющие культуру, основывать свое поведение преимущественно на социальном опыте, а не только на индивидуально приобретенном и видовом, что характерно для животных. Овладевая языком, мы приобретаем средство анализа мира.

Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. Язык как социальное явление выступает условием возникновения и развития речи как явления психологического.

Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативную и интеллектуальную. С одной стороны, речь представляет собой особую форму деятельности – коммуникативную, называемую также общением: оно имеет собственные мотивы, цели и операции (см. гл. 11) и использует язык как средство. По этому поводу Л. С. Выготский писал: «Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда останется человеческая речь». Кстати, знаки как средства не обязательно должны иметь звуковую форму, они могут быть любой физической природы: жесты, танцы, рисунки, письменность, символы, формулы, схемы и т.п. Безусловно, в зависимости от носителя потенциальная информационная емкость знаковой системы различна. Например, популярный в салонах XIX в. «язык цветов» мог донести до собеседника очень ограниченный объем информации (от «Я испытываю к вам расположение» до «Я увлечена другим»). В этом плане самыми мощными и принципиально неисчерпаемыми средствами для обозначения новых содержаний являются звуковая речь и письменность. С другой стороны, речь как носитель системы значений различного типа определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Это означает, что между речью и мышлением существуют очень сложные взаимоотношения и взаимопереходы.

Но что именно в слове является единицей мышления? Ответ на данный вопрос мы находим в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь». Он пишет: «Что же является такой единицей, которая далее неразложима и в которой содержатся свойства, присущие речевому мышлению как целому? Нам думается, что такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова – в его значении. В слове мы всегда знали лишь одну его внешнюю, обращенную к нам сторону. Между тем в его другой, внутренней стороне и скрыта как раз возможность разрешения интересующих нас проблем об отношении мышления и речи, ибо именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

Значение – это обобщенная идеальная модель объекта, в которой фиксированы его существенные для совокупной общественной деятельности свойства. Значения являются одновременно: 1) предметом процесса мышления (содержанием того, о чем мы мыслим); 2) средством мышления (знак выполняет функцию «орудия», позволяя выделять свойства объекта, фиксировать их и устанавливать новые отношения); 3) продуктом мышления (в результате мышления вырабатываются новые значения).

Для разъяснения этого положения понаблюдайте за ходом своих рассуждений при решении следующей задачи: необходимо одной линией разделить четырехугольник на четыре треугольника.

Прервите на минуту чтение и постарайтесь найти ответ. Какой четырехугольник вы представили? Квадрат? Прямоугольник? Ромб? А линию? Прямую? Кривую? Ломаную? Все еще не получается? Тогда задумайтесь, на каком значении понятия «четырехугольник» вы строите свое решение? Не ограничили ли вы себя только выпуклыми фигурами? А что если взять класс вогнутых четырехугольников? Уже решение намечается: вогнутый четырехугольник легко делится одной прямой линией, на три треугольника! Задумайтесь теперь над тем, с каким значением слова «делит» вы действуете. Если «делит» означает, что при сложении площадей полученных треугольников должна получиться площадь исходного четырехугольника, то вы не решите задачу. А если слово «делит» означает «образует контуры», имея в виду, что один из нужных нам треугольников не находится на площади четырехугольника, да и во второй треугольник также входит эта «пустота»? Теперь получилось? Сравните свое решение с правильным ответом, изображенным на рис. 9.10. Почувствовав влияние значений на ход собственного мышления (в качестве и предмета, и средства его организации), давайте осознаем, что при этом происходило также и изменение (развитие) значений. Теперь вы являетесь носителем широкого значения слова «четырехугольник» (это и есть продукт) и будете пользоваться этим значением в дальнейшем.

Рис. 9.10. Визуальное решение задачи, как одной линией разделить четырехугольник на четыре треугольника

Многие важные свойства обозначаемого предмета фиксируются в самой структуре слова вне его осознаваемого предметного содержания. Проанализируем в качестве примера структуру слова «чернильница» и его значение. Допустим, что некто никогда не видел этого предмета (в эпоху господства компьютеров это несложно себе представить). Сможет ли он догадаться, что такое «чернильница»? Оказывается, что структура слова содержит ряд подсказок. Корень слова «черн» явно обозначает темный цвет; первый суффикс «ил» – признак орудийности (зубило, белила); второй суффикс «ниц» свидетельствует о предмете, в который что-то кладут (сахарница, пепельница, пудреница). Рассуждая таким образом, можно прийти к выводу, что чернильница – это вместилище для красящего вещества, которое используется при осуществлении деятельности. Остановимся еще на одном примере казалось бы лишенной предметного значения комбинации: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокреика». Можем ли мы что-нибудь понять в этом «высказывании»? Оказывается, студентам это предложение вовсе не кажется бессмыслицей. «Речь идет о животном, которое защищается, прилагая усилия, противостоит другому животному и его детенышу», – говорит один. «Какое-то большое злое существо больно ударило другого и бьет детеныша последнего», – рассуждает другой. А третий заявляет: «Лицо женского рода предприняло агрессивное действие по отношению к лицу мужского рода и ругает представителя его семейства». Значит, форма слова, а иногда и его звучание (прислушайтесь к словам «шепот», «шорох», «шуршанье») неразрывно связаны со значением.

Говоря о языке, мы всегда имеем в виду конкретную, исторически сложившуюся лингвистическую систему (исключим из рассмотрения искусственные языки типа эсперанто). Поэтому возникает закономерный вопрос: можно ли считать различные языки эквивалентными орудиями мышления? Поскольку предметом мышления могут стать только те аспекты реальности, которые отражены в значениях, а значения варьируют от языка к языку, то можно предположить, что представители разных культур по-разному понимают события и обладают разной картиной мира. Согласно гипотезе лингвистической относительности, высказанной двумя американскими этнографами Э. Сепиром и Б. Уорфом, особенности языка определяют мышление; каждой культуре свойственна определенная языковая структура, которая служит своего рода матрицей для мышления ее представителей. Так, у одной из народностей Новой Гвинеи существует только два слова для обозначения всех цветов (мили – темный, мола – светлый); в турецком языке используются специфичные языковые формы для обозначения того, что человек видел сам, и того, к чему пришел в результате рассуждения; в английском языке нет термина, синонимичного русскому слову «злорадство», и т.п. Поскольку исследователи имеют дело с уже сформировавшимися языками, они зачастую попадают в замкнутый круг: что первично – язык формирует картину мира или картина мира формирует язык? С точки зрения деятельностного подхода причина и языковых, и мыслительных различий заключается в том, что за ними стоит специфика общественно-исторического опыта (вспомним еще раз определение значения как носителя только тех свойств объектов, которые включены в совместную деятельность людей). Конечно, деятельность кочевников, живущих в пустыне, и деятельность скандинавских рыболовов значительно различаются. Отсюда проистекают и различия в понятийном аппарате языка (ведь язык развивается вместе с деятельностью, приноравливается к ней), и различия в мышлении людей, владеющих разными языками. Известно, что в примитивных языках можно иногда обнаружить более дифференцированную систему значений, чем в развитых, для обозначения тех предметов, которые активно включены в деятельность. Например, в языке эскимосов существует около 40 названий для таких состояний снега, которые мы даже не различаем, отсюда следует заключение, что носители эскимосского языка думают о снеге иначе, чем мы с вами: значение слова «снег» для них богаче. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия проинтерпретировали описанные факты как проявление вариативности (разнообразия) присущих человеку структур значений.

Дивергентное мышление: особенности, способы развития

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу«Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector